С именем Эдуарда Францевича Направника (1839 - 1916) - одного из
крупнейших оперных и симфонических
дирижеров XIX века, талантливого музыкально-общественного деятеля, незаурядного
композитора - связаны славные страницы расцвета русской культуры XIX-начала
XX столетий. За полвека работы в Мариинском оперном театре Петербурга он
подготовил свыше ста опер и продирижировал ими, под его руководством было
осуществлено около восьмидесяти премьер, из которых более половины составляли
произведения русских авторов, в том числе
А. С. Даргомыжского,
А. Н. Серова,
А. Г. Рубинштейна,
М. П. Мусоргского, пять опер Ц. А. Кюи,
семь - Н. А. Римского-Корсакова и все оперы
П. И. Чайковского.
Благодаря неустанной, самозабвенной и исключительно
целенаправленной работе Направника исполнительский коллектив русской оперы
достиг небывалых высот и театр по праву стал гордостью отечественной культуры.
Чех по национальности, Направник в 1861 году приехал в Петербург, по его словам,
"из-за симпатии к славянам и особенно к России, как у всех чехов". Сын
сельского учителя и регента хора, двадцатидвухлетний музыкант к тому времени уже
был опытным органистом, получившим в Пражской консерватории разностороннее
музыкальное образование. Отличительной чертой талантливого музыканта была
неутомимость в познании нового, постоянное стремление к самосовершенствованию.
Так, заняв по приезде пост капельмейстера в оркестре Н. Б. Юсупова, Направник,
никогда не порывавший связей с родиной, быстро осваивает русский язык, активно
знакомится с музыкальной культурой русской столицы и даже принимает участие в
камерных вечерах как пианист.
Подлинный же масштаб его дарования раскрылся в петербургском Мариинском оперном
театре, куда он был приглашен в 1863 году и где проработал более полувека.
Направник неожиданно для себя оказался в центре обостренной
идейно-художественной борьбы за национально-демократические идеалы, народность,
реализм в искусстве. Восприняв актуальные задачи, стоявшие перед музыкальной
культурой, и в частности перед ним как капельмейстером оперы, Направник
стремился поддерживать русское национальное искусство. Так, уже за первое
десятилетие своей работы он поставил четырнадцать русских новых опер: "Вражья
сила", "Каменный гость", "Псковитянка", "Борис Годунов", "Опричник", "Демон",
"Кузнец Вакула" и другие. С глубоким уважением дирижер относился к операм
М. И. Глинки. Напомним, что именно Направник
заложил реалистические и глубоко демократические традиции исполнения оперы
"Иван Сусанин" (продирижировав ею свыше пятисот раз), а в 1871 году возобновил,
раскрыв все купюры, оперу "Руслан и Людмила", постановка которой, по словам
В. В. Стасова, "самая замечательная, самая талантливая и верная из всех, какие
только у нас бывали", "осталась... законом и указанием для всех последующих".
Добавим, что с 1864 года Направник параллельно выступал и как симфонический
дирижер, а в 1869-1881 годах руководил симфоническими концертами Русского
музыкального общества. И в опере, и на концертной эстраде его исполнение
произведений крупнейших русских композиторов, независимо от личных симпатий, на
протяжении всей дирижерской деятельности отличалось глубиной интерпретации,
точностью воспроизведения музыкального замысла.
"Это был неутомимый труженик, - писал известный русский театральный деятель
В. А. Теляковский, - отличный музыкант, прекрасный, справедливый и добрый
человек, близко принимавший к сердцу все, что касалось русской оперы". Введя
строгую творческую дисциплину, Направник стал для музыкантов наставником,
репетитором, педагогом, требуя ревностного служения искусству. Деятельность
дирижера, однако, протекала в нелегких условиях: произвол императорской
конторы, бездушие чиновников, косность и невежество Комитета капельмейстеров,
далеких от русской культуры, ориентированные на Запад вкусы двора - вот
атмосфера, окружавшая Направника, ставшего главным капельмейстером оперы в
1869 году. И надо отдать должное, дирижер с честью выдержал все испытания и
проявил себя как выдающийся организатор, подлинный руководитель музыкальной
части театра, добился исключительно высокого уровня исполнения, восхищавшего
многих выдающихся дирижеров мира (Ф. Мотля, А. Никиша и других), приезжавших
на гастроли в Петербургскую оперу.
Но не все в русской музыке было Направнику одинаково близко, не всегда он был
объективен. Его суждениям об искусстве иногда была присуща некоторая
двойственность, вызванная с одной стороны, официальным положением главного
капельмейстера столичного императорского театра, с другой - противоречиями века,
борьбой нового со старым. Нельзя не отметить и определенного консерватизма
художественно-эстетических взглядов дирижера, что мешало ему понять и по
достоинству оценить новаторство и развитие композиторами "Могучей кучки"
художественных принципов М. И. Глинки. Значительно ближе Направнику было
оперное творчество и музыкально-эстетические взгляды П. И. Чайковского. Тяжело
переживая кончину композитора, своего близкого друга, в концерте, посвященном
памяти Чайковского, дирижер гениально исполнил его Шестую симфонию, заложив
основы традиций ее современной интерпретации.
Много сделал Направник для популяризации в России чешской музыки, а также
шедевров итальянской, французской и немецкой школ, в частности опер Р. Вагнера.
Обширное и разнообразное по жанрам композиторское наследие Направника заняло
определенное место в панораме музыкальной культуры XIX века. Мелодичное, но
лишенное самобытности, оно укладывалось в русло художественно-эстетических
традиций времени. Вместе с тем беспорным творческим достижением Направника
явилась опера "Дубровский", созданная на сюжет повести А. С. Пушкина в 1894 году
и до сих пор пользующаяся популярностью на оперных сценах мира.
"Вся русская музыка, - писал Г. А. Ларош, - прошла под его жезлом и, мало-помалу
налагая свою печать на его дирижирование, в конце концов сделала и его самого
истинно русским художником". Постоянные усилия Направника по пропаганде русской
оперы увенчались не только процветанием главного русского театра страны, но и
воспитанием нескольких поколений публики, ценящей и любящей русское оперное
искусство".
В. Руденко.
"Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. 1989", М., "Музыка", 1988.