Гаэтано Доницетти (Donizetti) (29.11.1797, Бергамо - 08.04.1848, там же) - итальянский композитор. Композицию изучал в родном городе у немецкого композитора С. Майра, а позднее в Болонском музыкальном лицее у аббата Маттеи. Еще в юношеском возрасте Доницетти написал несколько струнных квартетов и три оперы, не исполнявшихся на сцене. В 1818 году в Венеции была поставлена его опера "Энрико, граф Бургундский"; успех этого произведения побудил композитора посвятить себя оперному творчеству. Первые оперные сочинения Доницетти были написаны под большим влиянием Россини. В начале своей деятельности Доницетти сочинял с исключительной быстротой и легкостью, ежегодно по три-четыре оперы (опера "Ночной звонок", например, была создана всего за девять дней). Но эти произведения Доницетти, хотя и хорошо принимались зрителями, недолго удерживались на сцене. Лишь наиболее значительные произведения - "Любовный напиток" (пост. 1832, Милан), "Лукреция Борджа" по драме В. Гюго (пост. 1833, Милан) - сохранились в репертуаре до наших дней.
В начале 1830-х годов Доницетти пришлось выдержать соперничество с Беллини, чьи оперы восторженно принимались зрителями. Так, в 1830 году в миланском "Ла Скала" одновременно с "Сомнамбулой" Беллини была поставлена "Анна Болейн" Доницетти, а в Париже в 1835 году в одно время с беллиниевскими "Пуританами" шла опера Доницетти "Марино Фальери". Успех опер Беллини затмил произведения Доницетти. Это заставило Доницетти серьезнее отнестись к творчеству. В результате напряженной работы появилась одна из лучших опер Доницетти - "Лючия ди Ламмермур" по роману В. Скотта (пост. 1835, Неаполь).
После того как Россини отошел от оперной деятельности, а Беллини умер, Доницетти остался единственным значительным композитором итальянской музыкальной сцены; театры наперебой заказывали ему оперы. В 1835 году Доницетти был приглашен профессором композиции Неаполитанской консерватории, а в 1837-1838 годах состоял ее директором. С 1839 года Доницетти жил в Париже; в начале 1840-х годов он посетил несколько европейских столиц. В 1844 году вследствие психического заболевания Доницетти вынужден был отойти от музыки.
Всего Доницетти создал 70 опер, разнообразных по жанру и характеру. Среди них были драматические произведения, написанные в стиле французской "большой оперы" - "Мария Стюарт" (пост. 1834), "Фаворитка" (пост. 1840), романтические - "Цыганка" (пост. 1822), сентиментальные комедии - "Линда ди Шамуни" (пост. 1842), французские комические оперы - "Дочь полка" (пост. 1840; имела большой успех на немецкой сцене), оперы-буфф - "Дон Паскуалле" (пост. 1843, Париж). Доницетти написал также три оперы на сюжеты из русской жизни - "Петр Великий, русский царь" (пост. 1819) и "Саардамский бургомистр" (пост. 1827), в основу содержания которых положены эпизоды из жизни Петра I, и "Восемь дней в двух часах, или Сибирские изгнанники" (пост. 1827), повествующая о похождениях польского эмигранта Бенёвского, бежавшего на Камчатку. (Этот же сюжет использовал для своей оперы "Бенёвский" Ф. Буальдьё.) Последней оперой, написанной Доницетти, была "Катерина Корнаро" (пост. 1844). Помимо опер Доницетти принадлежит несколько сборников песен и дуэтов.
Оперы Доницетти, в отличие от произведений Беллини и молодого Верди, отвечавших и патриотическим чувствам итальянского народа в период национально-освободительного движения, имели успех у тогдашней публики благодаря романтическому пафосу, темпераментной, но подчас поверхностной музыке, мелодраматическим сюжетам, эффектным ариям, дававшим возможность певцам блеснуть вокальной техникой. Лучшие оперные страницы Доницетти изобилуют запоминающимися, выразительными мелодиями, часто имеющими характер народных песен. Наряду с простыми, безыскусными каватинами и романсами (знаменитая каватина Неморино из оперы "Любовный напиток" и др.) Доницетти создавал в своих оперных произведениях интересные сложные ансамбли, виртуозные колоратурные арии.
Отдельные оперы Доницетти прочно утвердились в репертуаре западноевропейских театров. Среди них - лучшие произведения Доницетти: "Лукреция Борджа", "Лючия ди Ламмермур", "Фаворитка", "Линда ди Шамуни" и комические оперы "Любовный напиток" и "Дон Паскуале", исполняющиеся также на нашей сцене. Продолжая традиции Россини, Доницетти вместе с Беллини способствовал расцвету итальянской оперы и подготовил почву для появления шедевров Верди.
М. Ю. Миркин.
Литература.
1. Петровский Е. "Г. Доницетти", "Русская музыкальная газета", 1897, 10.
2. Ферман В. "История новой западноевропейской музыки", т. 1, М., 1940.