Федор Петрович Толстой - один из интереснейших и своеобразнейших
художников первой половины XIX века - родился в 1783 году в Петербурге в семье
начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан
сержантом в Преображенский полк. Родители, мечтая видеть сына военным, отдали
мальчика в полоцкое Иезуитское училище, а затем в Морской корпус.
Художественные способности юноши обнаружились очень рано. Занимаясь в корпусе,
Ф. П. Толстой в качестве вольнослушателя начал посещать Петербургскую Академию
художеств. Постепенно зрело желание стать профессиональным художником, но для
этого необходимо было подать в отставку, отказаться от военной карьеры,
приготовиться к гневу родителей, семьи, разрыву с родственниками, знакомыми.
Только беспредельная любовь к искусству, мужество позволили решиться на такой
поступок. В 1804 году он подал в отставку. Для молодого художника началась
жизнь, полная лишений и трудностей.
В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у профессора И. П. Прокофьева,
здесь же он подружился с
Кипренским,
советами которого руководствовался в рисовании гипсов.
Художник с увлечением копирует античные статуи, изучает древнюю историю, нравы
и обычаи людей далекого прошлого. Искренняя и глубокая любовь к античному
искусству, зародившаяся еще в юности, в дальнейшем пройдет через весь его
творческий путь. Исключительным талантом и трудолюбием Толстой быстро
добивается успехов. Первые работы художника - рисунки и барельефы на античные
темы. Так, в 1806 году он исполнил рисунки "Доверие Александра Македонского
врачу Филиппу", "Суд Париса", "Борьба Геракла" и другие (ГРМ). За восковой
барельеф "Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон" (1809, Гос.
Эрмитаж) Ф. П. Толстой избирается почетным членом Академии художеств.
Медальерное дело, скульптура и графика, а позднее живопись и декорационное
искусство - почти в каждой области художественного творчества проявил себя
этот самобытный и яркий мастер. Его ранние работы, горельефы из розового воска
- "Мальчик под покрывалом", "Купающиеся дети" (оба 1808-1809, Тверская
областная картинная галерея), "Душенька" (1808-1809, Гос. Эрмитаж) -
свидетельствуют о большом профессионализме. Красотой линий, плавностью
очертаний, мягкостью и выразительностью лепки отличается фигура Душеньки.
Знание натуры, великолепное владение секретами восковой техники отмечали
современники в его горельефах.
Совершенно особое место в творчестве раннего периода занимают восковые
портреты - небольшие по размерам профильные изображения, выполненные в
невысоком рельефе из светлого, желтого и розового воска на черной доске или
стекле. Если в ранних портретных барельефах скульптор стремится к выражению
напряженной внутренней жизни своих персонажей (портрет А. Ф. Дудиной, портреты
братьев), то в поздних он идет по линии обобщения и типизации образов, проявляя
большую свободу в использовании художественных средств (портреты К. А.
Леберехта, П. А. Толстого и др.).
Начало работы художника как медальера связано целиком с Петербургским Монетным
двором, куда в 1810 году он получил назначение. Медаль, по его мнению, должна
быть ясной и доходчивой, "чтобы каждый мог понять сразу, по какому поводу она
выбита".
"Сочинение поручаемых мне медалей, - писал Ф. П. Толстой, - я полагал
производить в античном греческом виде, как лучшем в изящных искусствах, строго
соблюдая верность обычаев, костюмов, местности и страны того времени и тех
лиц, при которых совершилось долженствующее быть изображенным на медали
известное событие..."
В 1809 году появляется первая медаль "В память просветительной деятельности
Чацкого", исполненная в лучших традициях классицизма, а в 1813-1817 годах -
медали, среди которых и наградная медаль воспитанникам Академии художеств. Все
они отличаются классической строгостью композиции, красотой контуров,
плавностью ритмов и точностью рисунка. Долго и упорно работая в области
медальерного искусства, Толстой создал учение о том, "чему и как должен учиться
тот, кто желает быть художником-медальером, а не медальером-мастеровым".
Подлинную славу и известность художник снискал после создания серии медальонов
на темы Отечественной войны 1812 года. "Я русский и горжусь сим именем, -
писал Ф. П. Толстой в дни Отечественной войны, - желая участвовать в славе
соотечественников, желая разделить ее... я дерзнул на предприятие, которое
затруднило бы и величайшего художника. Но неслыханная доселе слава наших
дней... может и посредственный талант так одушевить, что он вниидет во врата
грядущих времен... я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня
исполнявших, пожелал сказать им, что в наше время каждый думал так, как я, и
каждый был счастлив, нося имя русского".
Важно отметить, что эту работу, продолжавшуюся более двадцати лет, художник
делал не по заказу или просьбе высокопоставленных лиц, а исключительно из
искренних патриотических побуждений. Знаменитейшие военные действия он
увековечил не портретами генералов, а фигурами, символически изображающими
русское войско и народное ополчение. Он тщательно изучил подробности сражений,
читал записи военных специалистов, беседовал с ветеранами войны. Сохранившиеся
рисунки и эскизы дают возможность проследить творческий процесс работы над
каждой композицией и убеждают в том, что лаконизм и выразительность
художественного языка достигнуты художником ценой больших исканий, настойчивым
и упорным трудом. Ему удалось добиться того, что "всякий, смотря на готовую
медаль, мог узнать, не прибегая к подписи, на какой случай она выбита".
Медальоны Толстого очень разнообразны по сюжетам и решениям. Основное место в
них занимают крупнейшие битвы и сражения Отечественной войны. Сама
действительность определяла характер сюжетов и композиций медальонов, давала
направление творческой мысли художника. Глубокая и тесная связь с реальной
жизнью наполняла работы Толстого взволнованным и искренним чувством.
Медальоны Толстого приобрели широкую известность не только в России, но и за
границей. Он был избран членом почти всех европейских академий художеств.
Расцвет творчества художника совпал с периодом его наиболее интенсивной
политической и гражданской деятельности. Подобно многим передовым людям своего
времени, Толстой мечтал о широких преобразованиях, об изменении социальных
порядков. В 1816 году он был вовлечен в движение масонов, позднее участвовал в
организации так называемых "ланкастерских школ", целью которых было
распространение грамотности среди населения.
Общественная деятельность подготовила Толстого к вступлению в 1818 году в
тайное общество - Союз Благоденствия, где он был не рядовым участником, а
одним из руководителей - председателем Коренного Совета. Толстой не пошел до
конца за декабристами, однако сохранил свои убеждения, смелость и широту
взглядов. Об этом свидетельствуют поданные Николаю I в 1826 году две записки
Толстого, в которых он мужественно выступает в защиту достоинства человеческой
личности, обрушивается с резкой критикой бессмысленной муштры и палочной
дисциплины в армии, гневно осуждает крепостное право и бюрократический произвол.
Художник принимал самое активное участие в освобождении Т. Г. Шевченко,
добиваясь его амнистии.
Напряженная общественная деятельность не помешала художнику заниматься любимым
искусством. В 1816 году он исполнил из воска четыре барельефа к "Одиссее"
Гомера (ГТГ). Эти барельефы представляют наиболее ценную часть скульптурного
наследия художника. Тонкое понимание и знание античности, глубокое
проникновение в мир пленившей его древнегреческой жизни помогли художнику
воскресить страницы далекой истории во всем поэтическом очаровании и жизненной
убедительности.
Помимо медальонов и барельефов, Толстой создал несколько скульптур. В 1822
году мастером была выполнена "Голова Морфея" (терракота, ГРМ), в 1839 году
"Бюст Николая I" (мрамор, ГРМ), в 1848 году "Голова Христа" (гипс, ГРМ;
мрамор, ГТГ). В 1849 году за заслуги в области скульптуры Совет Академии
художеств утвердил его в должности профессора.
Большое место в творческом наследии художника занимают и иллюстрации к поэме
И. Ф. Богдановича "Душенька". Тринадцать лет продолжалась работа над рисунками
(1820-1833, ГТГ), по которым впоследствии были созданы резцовые гравюры. В
этих листах проявилось блестящее мастерство Толстого в использовании линии,
характерное для всего творчества художника. Линия, контур явились для него
основным средством художественной выразительности. В его руках линия упруга,
точна, она то усиливается, то приближается и исчезает, создается полнейшее
ощущение объемности, материальности фигур и предметов. Различный характер
линий дает художнику возможность с предельным лаконизмом решать пластические и
пространственные задачи.
Иллюстрации Ф. П. Толстого к "Душеньке" - венец графического мастерства
художника. В них отразились лучшие стороны его рисовального искусства -
виртуозность и точность рисунка, легкость линейных ритмов и их музыкальность,
красота контуров.
Толстой известен также как сочинитель балетов и опер, как художник-декоратор.
В 1838 году он выполнил декорации, эскизы театральных костюмов и большое
количество рисунков, фиксирующих различные танцевальные па, к балету
"Эолова арфа", а в 1848 году - к балету "Эхо".
Скульптуру, медальерное дело и графику Толстой считал самым важным своим
занятием. Им он отдавал все творческие силы и время. В редкие свободные от
основной работы часы художник вырезал из черной бумаги различные силуэты.
Независимый от официальных господствующих вкусов, не связанный требованиями
заказчиков и Академии, Толстой выполнял силуэты для себя и своих друзей. Здесь
особенно ярко сказались его реалистические устремления, интерес к окружающей
жизни. Написал Толстой и несколько картин: "Семейный портрет" (1830, ГРМ),
"За шитьем. В комнатах" (ГТГ), "Варвик" (1853, не сохранилась) и
"Вид дачи Марковиль в Финляндии" (1855, ГТГ).
Умер Федор Петрович Толстой 13 апреля 1873 года в возрасте девяноста лет.
Большую, наполненную трудом жизнь прожил этот замечательный художник. Он
оставил о себе яркую память. Его произведения, созданные более ста лет назад,
живут и в наше время, радуя зрителей замечательным мастерством.
Э. В. Кузнецова.
"50 биографий мастеров русского искусства". "Аврора", Ленинград, 1971.