Петр Ильич Чайковский (7.5.1840, Воткинск Вятской губернии -
6.11.1893, Петербург) - российский композитор, дирижер, педагог, музыкальный
деятель. Окончил Училище правоведения (1850-1859) в Петербурге, с 1859 года по
1861 год чиновник Министерства юстиции. В годы пребывания в училище пел в хоре,
брал уроки фортепьяно у Р. Кюндигера. В 1861 году начал заниматься теорией
музыки у Н. Зарембы. Дальнейшее музыкальное образование получил в
открывшейся в 1862 году Петербургской консерватории (окончил в 1865 году);
ученик А. Рубинштейна. С 1866 года по 1878
год профессор Московской консерватории, в 1874-1876 годах музыкальный критик
газеты "Русские ведомости". С 1878 года по 1885 год находился преимущественно в
разъездах по России и за границей и занимался творческой деятельностью. С 1885
года директор Московского отделения Русского музыкального общества. В том же
году поселился в с. Майданово близ Клина, в арендованной им даче. С 1887 года
регулярно выступал как дирижер, исполняя главным образом свои произведения. В
1888-1889 годах предпринял большие концертные поездки по Европе, в 1891 году -
по городам США (в последний раз выступил как дирижер в Петербурге за 9 дней
до смерти с первым исполнением VI симфонии). В 1892 году обосновался
в Клину, под Москвой (ныне Дом-музей им. Чайковского). В 1892 году
избран членом Института Франции, в 1893 году почетным доктором Кембриджского
университета (Англия). Чайковский - один из величайших композиторов всех
времен и народов, оставил обширное и разнообразное творческое наследие, поднял
на небывалую дотоле высоту русское симфоническое творчество, оперу, балет
(в котором он соединил принципы симфонического развития с танцевальным
действием), камерную музыку. В своей музыке Чайковский с потрясающей силой
утверждает права человека на жизнь, свободу, счастье, справедливость.
Идейная содержательность, гуманизм творческих устремлений, демократичность
музыки, ее эмоциональная напряженность при исключительной искренности и
простоте, ярко выраженная национальная сущность и народность музыки, могучий
реализм и жизнелюбие, неисчерпаемое мелодическое богатство, подлинное, глубоко
содержательное новаторство, выдающееся мастерство - таковы наиболее существенные
особенности творчества Чайковского. Великий лирик, непревзойденный мастер
отображения душевного мира человека, он был также великим певцом родной природы.
Творчество Чайковского заслужило признание, любовь и популярность во всем мире
и оказало огромное влияние на последующее развитие русской и мировой музыки.
Сочинения.
Оперы: "Воевода" (1869), "Ундина" (соч. 1869, уничтожена), "Опричник"
(1874), "Кузнец Вакула" (1876, перераб. в 1885 году в "Черевички", 1887),
"Евгений Онегин" (1879), "Орлеанская дева" (1881), "Мазепа" (1884), "Чародейка"
(1887), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1892);
Балеты: "Лебединое озеро" (1877), "Спящая красавица" (1890),
"Щелкунчик" (1892);
4 кантаты, в т. ч. "Москва" (1883);
7 симфоний, в т.ч. "Манфред" (1885);
5 сюит; поэма "Фатум" (1868); увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта"
(1869, нов. ред. 1870, 1880), "Гамлет" (1888); фантазии "Буря" (1873),
"Франческа да Римини" (1876), "Итальянское каприччио" (1880); баллада "Воевода"
(1891); 5 увертюр, в т. ч. "1812 год"; 3 марша для оркестра, в т. ч.
Славянский марш (1876); Серенада для струнного оркестра (1880); 3 концерта;
Концертная фантазия (1884); "Меланхолическая серенада" (1875); Вальс-скерцо
(1877) для скрипки с оркестром; Вариации на тему с рококо (1876);
Пеццо-каприччиозо (1887) для виолончели с оркестром; секстет
"Воспоминание о Флоренции" (1892); 3 квартета; фортепьянное трио
"Памяти великого художника" (1882); 106 пьес для фортепьяно, в т. ч. 2 сонаты;
Детский альбом (1878); "Думка" (1886); 12 характеристических картин
"Времена года" (1876); Сентиментальный вальс (1882); 104 романса, в т. ч.
"Нет, только тот, кто знал", "Забыть так скоро", "Хотел бы в единое слово",
"Страшная минута", "Серенада Дон-Жуана", "То было раннею весной",
"Средь шумного бала", "Кабы знала я", "День ли царит", "Благославляю вас, леса",
"Ночи безумные", "Растворил я окно"; музыка к спектаклям, в т. ч. к
"Снегурочке"
Островского (1873) и др.; книга
"Руководство к практическому изучению гармонии" (1871), статьи.