Николай Егорович Жуковский [5(17).1.1847 - 17.3.1921] -
российский ученый в области механики, основоположник современной
гидроаэродинамики. Родился в семье инженера-путейца. В 1868 году окончил
физико-математический факультет Московского университета по специальности
прикладная математика. С 1870 года преподаватель физики 2-й Московской женской
гимназии, с 1872 года преподаватель математики, с 1874 года доцент по кафедре
аналитической механики Московского высшего технического училища (МВТУ). В 1876
году защитил магистерскую диссертацию "Кинематика жидкого тела". За исследование
"О прочности движения" Жуковскому была присуждена степень доктора прикладной
математики (1882). С 1885 года преподавал теоретическую механику в Московском
университете. В МВТУ и Московском университете Жуковский работал до конца
жизни. В 1894 году Жуковский был избран член-корреспондентом Петербургской АН; в
1900 году выдвинут кандидатом в действительные члены Петербургской АН, но снял
свою кандидатуру, не желая оставлять преподавание в Московском университете и
МВТУ, т. к. избрание означало бы переезд в Петербург. В 1905 году избран
президентом Московского математического общества.
В 1902 году под руководством Жуковского при механическом кабинете Московского
университета была сооружена одна из первых в Европе аэродинамических труб. В
1904 году под его руководством в поселке Кучино под Москвой был создан первый
в Европе аэродинамический институт. В том же году Жуковский организовал
воздухоплавательную секцию в обществе любителей естествознания, антропологии и
этнографии. В 1910 году при непосредственном участии Жуковского в МВТУ была
открыта аэродинамическая лаборатория. В 1910-12 годах Жуковский прочитал в
МВТУ курс лекций "Теоретические основы воздухоплавания", в котором были
систематизированы теоретические работы самого Жуковского, его ученика
С. А. Чаплыгина, а также экспериментальные исследования аэродинамических
лабораторий Московского университета, МВТУ и зарубежных лабораторий. С 1913
года Жуковский преподавал на курсах офицеров-летчиков при МВТУ, там же было
создано авиационное расчетно-испытательное бюро, в котором под руководством
Жуковского разрабатывались методы аэродинамического и прочностного расчета
самолетных конструкций. Во время 1-й мировой войны Жуковский разрабатывал
теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов,
читал курс по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики
и работал над различными проблемами теоретической механики.
После Октябрьской революции Жуковский и руководимый им коллектив ученых сразу
включились в дело создания советской авиации. В декабре 1918 года Советским
правительством по предложению Жуковского был учрежден Центральный
аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого он был назначен.
Основанные Жуковским теоретические курсы для военных летчиков были
реорганизованы в Московский авиационных техникум, на базе которого в 1920 году
был создан институт инженеров Красного воздушного флота (с 1922 года -
Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского).
Жуковский создал единую научную дисциплину - экспериментальную и теоретическую
аэродинамику, развитие которой неразрывно связано с прогрессом самолетостроения.
Первые исследования Жуковского по теории полета относятся к 1890 году. Работа
"О парении птиц" (1891), в которой исследуется механизм парения с набором
высоты, впервые рассматриваются возможные эволюции при парении, в том числе
"мертвая петля" (петля Нестерова), и работа "О наивыгоднейшем угле наклона
аэропланов" (1897) послужили основанием для создания аэродинамического расчета
самолета. В статьях "К теории летания" (1890), "О крылатых пропеллерах" (1898),
"О полезном грузе, поднимаемом геликоптером" (1904) рассматриваются вопросы
тяги винта. В работах "О падении в воздухе легких продолговатых тел,
вращающихся около своей продольной оси" (1906) и "О присоединенных вихрях"
(1907) Жуковский изложил открытый им в 1904 году принцип образования подъемной
силы крыла аэроплана и сформулировал теорему, позволяющую определять ее
величину. Теорема Жуковского, устанавливающая связь подъемной силы крыла с
циркуляцией, является основой аэродинамики. В цикле работ Жуковского
1910-12 годов "О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов" (1910),
"Геометрические исследования о течении Кутта" (1911-12) и др. и в ряде работ
С. А. Чаплыгина предложена гипотеза о сходе струй потока с задней кромки,
давшая способ определения циркуляции и утвердившая фундаментальное значение
теоремы Жуковского для авиации. В этих работах развит математический аппарат
для решения задач обтекания крыла, дан метод построения теоретических
"профилей Жуковского". В 1912-18 годах Жуковский опубликовал 4 статьи под
общим названием "Вихревая теория гребного винта", в которых, опираясь на
разработанную им теорию крыла, установил законы распределения скоростей у
лопасти винта, послужившие теоретической основой для проектирования воздушных
винтов.
В работах "Динамика аэропланов в элементарном изложении" (1913-16),
"Аэродинамический расчет аэропланов" (1917), "Исследование устойчивости
конструкций аэропланов" (1918), "К задаче о прочности аэропланов" (1918),
"Элементарная теория устойчивости аэропланов" (1920) Жуковский создает основы
аэродинамического расчета самолета, расчета динамической продольной
устойчивости и прочности самолетов.
Жуковский является автором многочисленных оригинальных исследований в области
механики твердого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики,
прикладной механики, теории регулирования машин и др. Для его работ характерно
сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к решению
технических задач. Он был также автором классических учебников по теоретической
механике для университетов и технических вузов.
В ознаменование 50-летия научной деятельности Жуковского и больших заслуг
его как "отца русской авиации" в 1920 году был издан декрет Совета Народных
Комиссаров за подписью В. И. Ленина об учреждении премии им. Н. Е. Жуковского
за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Жуковского, а
также о ряде льгот для самого ученого. В связи со 100-летием со дня рождения
Жуковского в январе 1947 года Совет Министров СССР учредил 2 ежегодные премии
им. Н. Е. Жуковского, стипендии им. Н. Е. Жуковского для студентов старших
курсов Московского университета, Московского авиационного института и МВТУ
им. Н. Э. Баумана; в Москве и городе Жуковском Московской области сооружены
памятники ученому, создан научно-мемориальный музей Жуковского в Москве,
реставрирован музей на родине Жуковского.
Большая советская энциклопедия.
Литература.
1. Келдыш М. В. "Научное наследство Н. Е. Жуковского",
"Техника воздушного флота", 1947, 1 (226).
2. Лейбензон Л. С. "Н. Е. Жуковский", М. - Л., 1947.
3. Голубев В. В. "Н. Е. Жуковский", М., 1947.
4. Христианович С. А. "Научное наследие Н. Е. Жуковского", М., 1951.
5. Космодемьянский А. А. "Н. Е. Жуковский", М., 1969.