Владимир Егорович Маковский (7.2.1846 - 21.2.1920) родился в Москве,
в семье известного деятеля искусств, одного из основателей МУЖВ-МУЖВЗ
(Московское училище живописи, ваяния и зодчества) -
Е. И. Маковского. С детства мальчика (и его брата, впоследствии
также известного живописца
Константина Маковского) окружала
художественная атмосфера,
он постоянно видел известных мастеров, посещавших дом отца, слышал их споры и
разговоры об искусстве, проникался мыслями о его высоком назначении и потому
очень рано ощутил свое призвание. Первые уроки живописи Маковский брал у
Василия Андреевича Тропинина и в пятнадцать лет
под его руководством написал картину "Мальчик, продающий квас" (1861).
В 1861-1866 годах Маковский учился в МУЖВ-МУЖВЗ, где получил хорошую
профессиональную подготовку под руководством художников Е. С. Сорокина и
С. К. Зарянко. После окончания училища Маковский отправился в Петербург и
поступил в Академию художеств (АХ), где успешно учился. В 1869 году за картину
"Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей (Ночное)", во многом созвучную
рассказу И. С. Тургенева "Бежин луг", он получил золотую медаль и звание
художника 1-й степени.
В 1870 году на выставке Московского общества любителей художеств была
представлена его картина "В приемной у доктора", где с мягким юмором изображен
священник, увлеченно разъясняющий старушке свой "верный" рецепт от зубной боли.
Внимание к деталям (тщательно выписанный подзеркальник и литография на стене,
шелковая ряса священника и шерстяной клетчатый платок старушки) и, главное,
теплая ирония напоминают о традиции
П. А. Федотова. Картина имела успех, а ее
автору прочили славу жанриста.
Интерес к "маленькому человеку", его горестям и радостям отныне стал
лейтмотивом произведений художника. Тем же юмором проникнуты его картины начала
1870-х годов: "Любители соловьиного пения", "Игра в бабки", "Получение пенсии",
"Псаломщики". Все они были небольшого размера, написаны в гладкой живописной
манере.
Постепенно юмористическая окраска картин Маковского начала сменяться несколько
иной. В них появляются тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой
несправедливости, об униженных и оскорбленных. В картинах "Посещение бедных"
(1874), "Толкучка" (1875), "В передней" (1884), "Ожидание. У острога" (1875),
"Ночлежный дом" (1889) и других художник показывает убогую жизнь городской
бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.
В 1879 году Маковский создал картину "Осужденный", где с явным сочувствием
изобразил молодого народовольца, выходившего из зала суда в сопровождении
жандармов. Горе его бедных стариков родителей лишь подчеркивало драматизм
произведения, которое, по словам В. В. Стасова, "глубоко и сильно копнуло
современную жизнь".
На VII выставке ТПХВ Маковский представил работы, также связанные с образами
народников, - "Узник" и "Оправданная" (обе 1882). К той же тематической серии
можно отнести и картину "Вечеринка" (1875-1897), живо передававшую атмосферу
собраний и споров, столь привычных в те годы среди молодежи и студентов.
Одно из значительных полотен художника, повествующее о трагической
повседневности, - это "Крах банка" (1881). Маковский показал чувства и
переживания людей, вложивших свои последние сбережения в банк, потерпевший крах.
Обморок несчастной старушки, растерянность купца, потрясенные и возмущенные
лица и, наконец, самодовольство финансового дельца, единственно выигравшего от
падения акций, изображены художником психологически ярко и точно.
Глубоким сочувствием к городской бедноте проникнута картина "Свидание" (1883),
перекликающаяся с сюжетом чеховского рассказа "Ванька". Художник запечатлел
свидание матери с сыном, отданным "в учение" к ремесленнику, "в люди". Жалость
и горечь вызывает образ забитого мальчугана, торопливо жующего принесенный
матерью калач, и молчаливое понимание бедной деревенской женщины, с любовью и
болью смотрящей на сына.
Тем же щемящим чувством отмечена и картина "На бульваре" (1886-1887), вновь
затрагивающая тему города и деревни. Размышление о женской доле вызывает сцена
на скамейке московского бульвара, где подвыпивший нагловато-безразличный
мастеровой играет на гармошке, а рядом с ним в задумчивости застыла молодая
женщина с ребенком на руках. Приехавшая из глухой деревни к мужу, она подавлена
одиночеством, отчуждением, холодностью их встречи. Унылый осенний пейзаж,
голые ветви деревьев, покосившийся фонарь, большой незнакомый ей город - все
вторит настроению этого безрадостного свидания. Блеклые краски пейзажа в
сочетании с яркими пятнами одежды мастерового и его жены, с пестротой
лоскутного одеяла младенца вносят мягкий колористический аккорд, усиливающий
главную тему картины.
Живописными достоинствами отмечена и другая работа художника - "Объяснение"
(1889-1891), с тонким лиризмом изображающая молодого студента и девушку в
минуты решительного объяснения. Комната, залитая солнечным светом, белый
китель студента, белый кафель печки, его отблеск на крышке рояля - все
пронизано свежестью и чистотой первого чувства.
Признанный педагог, Маковский долго преподавал в МУЖВЗ, заняв в 1882 году место
ушедшего из жизни В. Г. Перова. Однако в 1894 году художник покинул родную
Москву и отправился в Петербург, где тогда в АХ проходила реформа преподавания.
Ему было предложено возглавить класс жанровой живописи. Несмотря на большую
занятость в академических классах, Маковский продолжал и активную творческую
работу.
В 1896 году он совершил поездку но Волге, в результате которой появилась серия
картин, изображающих народные типы - грузчиков, бурлаков, босяков (во многом
они перекликаются с литературными образами рассказов молодого М. Горького).
В том же году художника пригласили присутствовать на коронации
императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на
Ходынском поле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления
отразились в картине "Ходынка" (1901), которая долгое время была запрещена
цензурой. Революционная ситуация в России нашла отражение и в произведениях
"Допрос революционерки" (1904) и
"Девятое января 1905 года на Васильевском острове" (1905). Однако, жанрист по
природе, Маковский не смог подняться в этих картинах до больших исторических
обобщений. Лучшими в его творчестве продолжают оставаться незатейливые и
правдивые бытовые сценки.
Корнилова А. В.
Литература.
1. Друженкова Г. А. "Владимир Маковский". М., 1962.
2. Гольдштейн С. Н. "Развитие бытового жанра в 1870-1880-е годы"
// "История русского искусства". М., 1965, т. 9, кн. 1.