Один из основоположников бытового жанра в русской живописи
Алексей Гаврилович Венецианов родился 7 февраля 1780 года (старый стиль)
в Москве в небогатой купеческой семье. Отец художника торговал плодовыми и
ягодными кустами. Есть сведения, что предметом торговли были и картины, и это
могло содействовать проявлению в молодом Венецианове интереса к искусству. В
частном московском пансионе будущий художник получает первые уроки рисования.
Приехав в 1807 году в Петербург, он серьезно начинает заниматься живописью.
Венецианов становится учеником
Боровиковского, в
мастерской которого работает до 1810 года. Наряду с этим он усердно изучает и
копирует произведения классической живописи в Эрмитаже.
К числу ранних произведений художника относятся портреты А. И. и А. С.
Бибиковых (1805-1809, ГРМ). Интерес Венецианова к портрету не случаен. Именно
в этом жанре в начале XIX века сказывались новаторские искания художников.
Успехи молодого живописца были сразу замечены. Большинство его ранних портретов
выполнено пастелью, в технике которой мало работали русские художники. Они
лишены какой бы то ни было парадности, отличаются скромностью, простотой.
В 1811 году Венецианов пишет одно из лучших ранних произведений "Автопортрет"
(ГРМ), за которое был удостоен первого академического звания - "назначенного",
а вскоре за "Портрет К. И. Головачевского, инспектора Академии художеств, с
тремя воспитанниками Академии" (1811, ГРМ) получает звание академика. Столь
быстрое и неожиданное признание художника объяснялось исключительно
достоинствами его работ. "Автопортрет", написанный в сдержанной гамме оливковых
тонов, выделялся среди автопортретов художников той поры особой
беспристрастностью, непосредственностью в передаче собственного облика. Портрет
Головачевского решен более традиционно, в нем присутствует некоторая
дидактичность. Но, несмотря на это, трактовка образов подкупает сердечностью и
теплотой.
В эти же годы Венецианов интересно проявил себя в графике. Он делает попытку
издать первый сатирический журнал в России - "Журнал карикатур на 1808 год в
лицах", - в котором мечтает рисунками "содействовать исправлению нравов,
воспитанию общества в лучших понятиях". Но уже первый выпуск этого издания был
запрещен правительством. Предполагают, что причиной запрета явился офорт к оде
Державина "Вельможа", значение которого выходило за рамки простой иллюстрации.
Сатирическое изображение разжиревшего ленивого вельможи, сочувственный показ
просителей - израненного солдата, вдовы с ребенком - сделали этот офорт
произведением на весьма актуальную и острую социальную тему.
К сатирической графике Венецианов не раз обращался и позднее. Во время
Отечественной войны 1812 года он создал целую серию листов на злобу дня. В
офортах "Французский парикмахер", "Французское воспитание" художник высмеял
французоманию русских дворян, их низкопоклонство.
Однако настоящее призвание художник нашел не в графике и не в искусстве
портрета, принесшем ему известность. Сущность его дарования проявилась в
совершенно иной области. Венецианов прекрасно это чувствовал и в середине
жизненного и творческого пути нашел силы отказаться от деятельности портретиста.
На одном из портретов он делает пометку: "Венецианов в марте 1823 года сим
оставляет свою портретную живопись".
В начале 1819 года художник уехал в небольшое имение Сафонково Тверской
губернии. В сорок лет он словно заново начинает работать в живописи. Его
привлекали люди из народа, крепостные крестьяне, мужественно и героически
сражавшиеся в войне с Наполеоном, сохранившие высокое человеческое достоинство
и благородство, несмотря на тяжкий крепостной гнет. И хотя в дальнейшем
художник изредка возвращался к портретам, его основные интересы с начала
1820-х годов связаны с бытовым жанром.
Новый этап в творчестве художника обусловливался, однако, не случайными
обстоятельствами его частной жизни. Начало XIX века было временем, когда все
стремления передовых деятелей русского общества были направлены на
преобразование страны, на просвещение народных масс. Именно в эти годы в
Петербурге создается Общество учреждения училищ по методе взаимного обучения,
ставившее благородную цель: распространение грамотности среди простого народа.
В этой обстановке совершился перелом в искусстве Венецианова. Жизнь в деревне
дала художнику богатый материал, открыла новый мир, красоту и поэтичность
родной русской природы.
Уже первые картины Венецианова в новом жанре: пастели "Чистка свеклы"
(ок. 1820, ГРМ), "Жница" (1820, ГТГ) - убедительно свидетельствовали о том,
что Венецианов сознательно стремился к реалистической верности изображения,
считая главной задачей живописца "ничего не изображать иначе, как только в
натуре, что является повиноваться ей одной без примеси манеры какого бы то ни
было художника".
Центральным произведением в творчестве художника явилась картина "Гумно"
(1821, ГРМ), над которой он работал более трех лет. Изображая обычную сцену,
Венецианов с большой естественностью передает пространство помещения,
освещенного потоком света, льющегося с двух противоположных сторон. Однако
стремление запечатлеть решительно все "как в натуре" привело к некоторой
сухости, статичности в изображении человеческих фигур.
Картина "Гумно" открывала целую серию произведений на крестьянские темы.
Русские крестьяне в изображении Венецианова - это люди, преисполненные душевной
красоты и благородства, моральной чистоты и внутренней цельности. В стремлении
к поэтизации русского человека, к утверждению его высокого достоинства художник
несколько идеализировал труд и быт крестьян, не показывал подлинных тягот
крепостного труда. Но самый факт обращения к такой "низменной", с точки зрения
официальной эстетики, теме крестьянской жизни заслуживает особого внимания.
Венецианов, как никто другой из художников первой половины XIX века, смело и
убежденно, с необычной последовательностью утверждал в искусстве право на
изображение простых крестьян.
Подлинный расцвет его творческого дарования падает на 20-30-е годы ХIХ века.
Именно в этот период появились такие шедевры, как "На пашне. Весна",
"На жатве. Лето" (обе - 1830-е, ГТГ), "Дети в поле" (начало 1830, ГРМ) и ряд
этюдов.
Работающие крестьяне в полотнах Венецианова красивы, полны благородства. В
картине "На пашне. Весна" тема труда переплетается с темой материнства, с
темой красоты родной природы. Лучшее и наиболее совершенное в художественном
отношении жанровое полотно художника - "На жатве. Лето" отличается
лирико-эпическим восприятием окружающей действительности. Если в первой картине
Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми
побегами листвы, легкими облаками на синем небе, то во второй художник дал
почувствовать разгар русского лета - пору деревенской страды - со сверкающими
золотистыми нивами, знойным небом. Оба полотна написаны светлыми, ясными
красками.
К самым поэтическим произведениям Венецианова, проникнутым умиротворенностью и
покоем, любовью к человеку и природе, принадлежит небольшая картина
"Спящий пастушок" (1823-1826, ГРМ). Спокойные плавные ритмы равнин, пологие
склоны холмов, поросшие тонкими деревцами, одиноко стоящие ели, речка с
низкими берегами - все эти бесконечно знакомые, близкие мотивы найдены
художником в родной природе. Пейзаж в картинах Венецианова являлся уже не
просто фоном, а играл активную роль в передаче настроения, в решении образа.
В 1824 году на выставке в Петербурге были представлены картины Венецианова,
вызвавшие восторженный отклик передовой русской общественности. "Наконец мы
дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение
одного отечественного, на представление предметов его окружающих, близких к
его сердцу и к нашему...", - писал П. П. Свиньин, создатель "Русского Музеума"
в Петербурге. В последующие годы Венецианов исполняет множество портретов
молодых крестьянских девушек: "Крестьянка", "Крестьянка с грибами в лесу",
"Пелагея" (1820-е, ГРМ), "Девушка с шитьем", "Крестьянка с васильками"
(1830-е, ГТГ) и другие. При всем своеобразии каждой из этих работ их объединяет
стремление художника воплотить новые представления о прекрасном в искусстве, о
народной красоте, одухотворенной и благородной.
Однако эти полотна не принесли Венецианову признания в официальных кругах.
Академия художеств не скрывала неприязненного отношения к художнику, тяготевшему
ко всему "низменному, простонародному". Венецианов мечтал о месте преподавателя
Академии художеств, ему страстно хотелось передать свои знания, опыт молодежи.
"Однако на получение какой-нибудь обязанности в самой Академии художеств мне
совершенно отказано навсегда...", - с горечью писал он. Его стремление обучать
"тысячи жаждущих" осуществилось лишь когда он создал на собственные средства
художественную школу для крепостных крестьян в селе Сафонково. Венецианов сумел
открыть и воспитать таких талантливых и своеобразных художников, как Н. Крылов,
Е. Крендовский, А. Тыранов, С.Зарянко,
Г. Сорока и многих других. Некоторые из
них его стараниями были освобождены от крепостной зависимости. Ученики
Венецианова расширили и во многом углубили темы и образы своего учителя,
обогатив жанровую живопись новым содержанием.
В 1840-х годах Венецианов напряженно и плодотворно работает. Среди лучших его
картин "Спящая девушка" (Нижегородский художественный музей),
"Гадание на картах" (ГРМ), "Девушка с гармоникой"
(Нижегородский художественный музей), "Крестьянская девушка за вышиванием"
(ГТГ). Много замыслов было у художника, но внезапная смерть в 1847 году
оставила их неосуществленными.
Значение Венецианова в истории русского искусства чрезвычайно велико. Он был
одним из первых художников, посвятивших свое творчество изображению крестьян и
утвердивших бытовой жанр в качестве равноправной и важной области в искусстве.
В полотнах художника предстали народные образы, преисполненные душевного
благородства и большого человеческого достоинства.
Э. В. Кузнецова.
"50 биографий мастеров русского искусства". "Аврора", Ленинград, 1971.