Григорий Васильевич Сорока
[15(27).11.1823, д. Покровское, Тверская губерния - 10(22).4.1864, там же]
родился в семье крепостного крестьянина. Восемнадцати лет
он был взят в дом хозяина (имение Островки), помещика Н. П. Милюкова. Вскоре
обнаружил способности к рисованию и стал одним из учеников
А. Г. Венецианова, жившего неподалеку в своем
имении Сафонково. В течение нескольких лет Сорока то жил в Сафонково, занимаясь
под руководством своего наставника, то возвращался в Островки с каким-то
заданием от него. Становление Сороки как художника было невероятно быстрым. Его
чудом сохранившиеся портретные рисунки 1842 года говорят об умении передать
сходство и о явных навыках в рисовании; картина "Гумно" (1843) уже достаточно
профессиональна, а "Кабинет дома в Островках" (1844) - одно из самых поэтичных
изображений интерьера во всей русской живописи.
Творческий путь Сороки продолжался не более десяти лет, и нам достоверно
известно лишь около 20 его работ, а датировка их очень приблизительна. Они не
равноценны. Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи.
"Флигель в Островках" (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более
поздними пейзажами русских художников конца XIX - начала XX в. Четыре пейзажа,
исполненные в селе Спасском Тамбовской губернии (принадлежавшем родственникам
Милюковых), - "Вид на плотину", "Рыбаки", "Вид на озеро Молдино",
"Вид в имении Спасское" (все ок. 1847) - поражают эпическим размахом восприятия
и изображения природы. Еще три пейзажа, написанные дома, в Островках, -
"Вид на озеро Молдино в усадьбе Островки", "Часовня в парке" и "Вид в Островках"
(все конца 1840-х), - напротив, отличаются камерным, подчеркнуто интимным
характером. Кроме "Кабинета дома в Островках" он написал еще одну интерьерную
картину, "Отражение в зеркале" (1840-е), - сложную по пространственному решению
и безупречную по исполнению. В портретной же живописи Сорока был заметно
скован - тут нужна была более основательная школа, чем та, которую он успел
получить. Тем не менее его портрет Е. Н. Милюковой (конец 1840-х) способен
соперничать со многими портретами своего времени, а автопортрет, написанный
тогда же, трогает драматизмом, скрытым под внешней сдержанностью.
Судьба Сороки действительно была крайне драматична. Попытки добиться вольной
окончились безрезультатно. Успевший поверить в свои возможности и ощутить себя
творцом, художник продолжал зависеть от помещичьего произвола, а смерть
Венецианова (1847) отняла у него не только наставника, но и заступника в тяжело
сложившихся отношениях с хозяином. Известно, что в 1850-х годах он покинул
усадьбу и вернулся в родную деревню Покровское; там женился (1852), у него
родились два сына, потом дочь. Крестьянской работы Сорока не знал и зарабатывал
на жизнь как художник, но писал уже не картины, а иконы (таких икон было
впоследствии найдено не менее десятка); пытался преподавать рисование
крестьянским детям, но попытка потерпела неудачу. Он начал сильно пить. В
1864 году оказался каким-то образом причастен к крестьянским волнениям,
начавшимся в связи с отменой крепостного права и несправедливыми условиями
выкупа земли у помещика (то ли писал прошения, то ли подговаривал односельчан
к неповиновению), и был наказан за это. Наказание стало последней каплей,
переполнившей чашу терпения, - Сорока повесился.
Кузнецов Э. Д.
Литература.
1. Алексеева Т. В. "Григорий Васильевич Сорока. 1823-1864". М., 1955.
2. Обухов В. М. "Григорий Сорока". М., 1982.
3. Островский Г. "Григорий Сорока". СПб., 1993.