Анна Петровна Остроумова-Лебедева
[5(17).5.1871, Петербург - 5.5.1955, Ленинград] -
была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела
в 1905 году, выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Еще
гимназисткой она стала посещать начальную школу при Центральном училище
технического рисования барона А. Л. Штиглица. Потом обучалась и в самом
училище, где увлеклась техникой гравюры, и в Академии художеств (АХ), где
занималась живописью в мастерской
И. Е. Репина. В 1898-1899 годах работала в
Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Уистлера) и гравюре.
Поворотным в ее судьбе оказался 1900 год: художница дебютировала со своими
гравюрами на выставке "Мира искусства" (с которым в дальнейшем прочно связала
свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе
Общества поощрения художеств (ОПХ) и закончила АХ со званием художника,
представив 14 гравюр.
Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в России
станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества - после
долгого существования в качестве репродукционной техники; особенно велика
заслуга художницы в возрождении гравюры цветной. Оригинальные приемы обобщения
формы и цвета, выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими
художниками. Основной темой ее гравюр был Петербург, изображению которого она
посвятила несколько десятилетий неустанного труда. Ее цветные и черно-белые
гравюры - как станковые, объединенные в циклы ("Петербург", 1908-1910;
"Павловск", 1922-1923, и др.), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова
"Петербург" (1912) и Н. П. Анциферова "Душа Петербурга" (1920) - до сих пор
непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и
по редкому лаконизму выразительных средств. Воспроизводимые по многу раз и по
разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной
популярностью.
По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей
по впечатлениям от частых поездок - как за границу (Италия, Франция, Испания,
Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Часть из них была исполнена в
гравюре, а часть - в акварели.
Одаренный и хорошо подготовленный живописец, Остроумова-Лебедева не могла
работать с масляной краской, потому что ее запах вызывал у нее приступы астмы.
Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью
и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты
("Портрет артиста И. В. Ершова", 1923; "Портрет Андрея Белого", 1924;
"Портрет художницы Е. С. Кругликовой", 1925, и др.).
Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого
дела и завершая работу над третьим томом "Автобиографических записок".
Последние годы жизни художницы были омрачены надвигающейся слепотой, но, пока
было возможно, она продолжала трудиться.
Кузнецов Э. Д.
Литература.
1. Остроумова-Лебедева А. П. "Автобиографические записки". М., 1974.
2. Богданов А. "А. П. Остроумова-Лебедева". Л., 1976.
3. Полякова Е. "Город Остроумовой-Лебедевой". М., 1983.
4. "Графика А. П. Остроумовой-Лебедевой. Гравюра и акварель". М., 1984.