Пьер Корнель (Corneille) (6.6.1606, Руан - 1.10.1684, Париж) -
французский драматург. Член Французской академии с 1647 года. Сын адвоката.
Литературную деятельность начал с галантных стихов, за которыми последовали
комедии "Мелита, или Подложные письма" (постановка 1629, издание 1633) и др.,
трагикомедия "Клитандр, или Освобожденная невинность" (постановка 1630-1631,
издание 1632), трагедия "Медея" (постановка 1635, издание 1639). Эти
произведения были поисками жанровой формы. Трагикомедия "Сид"
(постановка и издание 1637), конфликт которой (борьба долга и страсти) отражает
центральное противоречие времени - отношение личности к складывающемуся в
форме абсолютной монархии национальному государству, ознаменовала начало театра
французского классицизма. И хотя в "Сиде" еще сильна атмосфера вольности, что и
было главной причиной осуждения пьесы Французской академией, в нем уже звучит
тема государства как высшего начала жизни, получившая дальнейшее развитие в
трагедиях "Гораций" (постановка 1640, издание 1641),
"Цинна, или Милосердие Августа" (постановка 1640-1641, издание 1643) и др.
Победа разума над чувством, гражданской доблести над индивидуальными страстями,
торжество героической воли составляют пафос трагедий Корнеля начала 1640-х
годов. Он находит выражение и в классической, рационалистически строгой и ясной
форме пьес, в которой всегда ощутима организующая художественная воля
драматурга. Принципы поэтики классицизма Корнель стремится приложить и к
комедии ("Лжец", постановка 1643, издание 1644).
Начиная с трагедии "Родогуна" (постановка 1644-1645, издание 1647), в театре
Корнеля намечаются новые мотивы, вызванные разочарованием в абсолютистском
государстве, которые определили характер его пьес конца 1640-х годов,
получивших впоследствии название трагедий "второй манеры" Корнеля. Не судьбы
нации, а династическая борьба за престол, мир дворцовых интриг и преступлений
составляют содержание этих пьес. Образ монарха - тирана, движимого личным
честолюбием, становится центральной фигурой театра Корнеля. Не находя больше
разумного общественного содержания, воля его героев предстает как
иррациональная, извращенная, преступная сила; драму движет слепая случайность,
и принцип простоты и ясности, свойственный поэтике классицизма, сменяется
нарочитой запутанностью интриги. Корнель делает попытки отойти от канонов
классицизма и создать новые жанровые формы, промежуточные между трагедией и
комедией ("Дон Санчо Арагонский", постановка 1649, издание 1650).
Демократическая тенденция этой пьесы, явившаяся отголоском общественного
подъема, вызванного оживлением оппозиционных абсолютизму сил, нашла дальнейшее
развитие в лучшей трагедии позднего Корнеля "Никомед" (постановка и издание
1651), заканчивающейся народным восстанием. После провала "Пертарита"
(постановка 1651, издание 1653) Корнель уходит из театра и возвращается к
театральной деятельности лишь в 1659 году. Трагедии Корнеля 1660-х годов
"Серторий" (постановка и издание 1662), "Отон" (постановка 1664, издание 1665)
и др. свидетельствуют о творческом упадке драматурга. Корнель оказался в
стороне от новых проблем времени. С театром он простился пьесой "Сурена"
(постановка 1674, издание 1675). Последние годы жизни почти ничего не писал;
умер в нищете, всеми забытый. Новая слава пришла к Корнелю в эпоху Просвещения
и Великой французской революции. В России трагедии Корнеля переводились и
ставились уже в 18 веке. Особенно популярен Корнель был в годы борьбы с
деспотизмом Екатерины II и во время декабристского движения. Новые переводы
трагедий Корнеля были сделаны в конце 19 века и в советское время
(М. Л. Лозинским).
Большая советская энциклопедия
Литература.
1. Батюшков Ф. Д. "Корнелиев "Сид". СПБ, 1895.
2. Балашов Н. И. "П. Корнель". М., 1956.
3. Сигал Н. А. "П. Корнель. 1606-1684". Л.- М., 1957.