Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка
Павел Андреевич Федотов. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в
семье отставного поручика. В бедности, постоянной нужде протекало его детство.
Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и
"все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на
блюдечке". Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой
практике художника. "Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей
жизни, - писал впоследствии Федотов, - составляет... основной фонд моего
дарования".
Когда ему исполнилось десять лет, отец, мечтавший, чтобы сын был военным,
определил его в Московский кадетский корпус. Потянулись годы однообразного и
утомительного учения. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика.
Первые опыты - портреты друзей, карикатуры - оказались удачными. Окончив в 1833
году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский
полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834-1844). В николаевской армии
царили бесконечные смотры и маневры, парадомания и шагистика. Чтобы отвлечься
от скучных, однообразных будней, Федотов много читает, изучает языки, увлекается
музыкой, пишет стихи. Но главным увлечением по-прежнему остается живопись, и
каждую свободную минуту он посвящает рисованию. К этому времени относится и
начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. Под карандашом
Федотова оживали сцены бессмысленной и изнурительной муштры; темами его
рисунков и акварелей становятся полковые учения и лагерная служба.
Чем больше времени и сил отдавал Федотов любимому искусству, тем больше
понимал, что придется выбирать между живописью и военной карьерой. Над этим же
заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца
И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его
талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы "отдаться
своему настоящему призванию - изображению народного быта". Федотов и раньше
помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. Но отказаться от
обеспеченного положения, обречь себя на полуголодное существование - решиться
на это мог лишь человек, обладавший большим мужеством и, главное, уверенностью
в себе. И Федотов решает отдать свои работы на суд
К. П. Брюллову, слава о котором разнеслась по
всей Европе. Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов
благословил молодого художника, сказав ему на прощание: "Попытайтесь, пожалуй,
чего не может твердая воля, постоянство и труд". Эти напутственные слова не
прошли бесследно: после этого с удвоенной энергией принимается Федотов за
работу, стараясь сделать намного больше.
Проходит еще несколько лет, прежде чем Федотов решается уйти в отставку. На
трудном подвижническом пути бескорыстного служения искусству его ждали
бедность, лишения, одиночество. Поселившись вместе с верным слугой денщиком
Коршуновым на Васильевском острове в маленьких холодных комнатах, Федотов
начал упорно и самозабвенно работать, "не давая себе ни пощады, ни снисхождения,
ни отдыха!"
Рисунки, рисунки, рисунки... Художник рисовал везде: на базарах и в гостиных
дворах, в департаментах и на улице. Но это не были творения бесстрастного
наблюдателя. Каждым рисунком Федотов активно вмешивался в жизнь, воевал с
косностью и бюрократизмом, разоблачал нравы николаевских сановников. Рисунки
Федотова, напоминающие легкие быстрые наброски, удивительно точно передают
предметы и фигуры - это своеобразный дневник художника.
Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок
"Набережная Васильевского острова зимой". Сатирическая острота в рисунках:
"Квартальный чиновник", "Начальник и подчиненные", "Озябшие и продрогшие",
"Как люди садятся" (ГРМ) и другие. От множества разрозненных наблюдений,
которые сначала фиксировались в альбомах, Федотов перешел к созданию целостных
произведений. Так родился замысел серии
"Нравственно-критических сцен из обыденной жизни", исполненных в технике сепии:
"Первое утро обманутого молодого", "Житие на чужой счет",
"Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант",
"Модный магазин", "Мышеловка", "Болезнь и смерть Фидельки", "Крестины"
(1840-е, ГТГ).
Разнообразие тематики, острота критической мысли, широта охвата
действительности, рисовальное мастерство дают основание считать эту серию одной
из значительных в творческом развитии художника. Однако работы эти не лишены
недостатков, которые сказались в чрезмерной перегруженности композиций, в
многословности, в неумении выделить главное, отказавшись от второстепенного, -
действие подчас так сложно, что художник, боясь быть непонятым, сопровождает
листы пояснительным текстом. Работа над сепиями дала художнику чрезвычайно
много; обогатился его жизненный и творческий опыт, накопился материал для
создания новых произведений.
Первым законченным произведением Федотова, написанным маслом, явилась картина
"Свежий кавалер", или "Утро чиновника, получившего первый орден" (1846, ГТГ).
В этом обыденном сюжете художнику удалось выразить характерные, типические
явления николаевской России.
Комический случай приобретает в трактовке Федотова обобщение большой силы. В
"Свежем кавалере" художником словно олицетворены пороки тогдашнего общества:
бюрократизм и взяточничество, моральное убожество и бездушие. "Он свиреп и
безжалостен, - пишет о герое картины знаменитый русский критик В. В. Стасов, -
он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице не дрогнет.
Злость, чванство, вконец опошлившаяся жизнь - все это присутствует в этом лице,
в этой позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, в папильотках и
с орденом на груди".
В 1847 году Федотов пишет картину "Разборчивая невеста" (ГТГ) на сюжет басни
Крылова того же названия. С беспощадной сатирой характеризует он своих
персонажей: старую деву, ее жениха - франтовато одетого горбуна и обрадованных
родителей. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство
Федотова. Годы напряженного труда не пропали даром, художник научился виртуозно
передавать материальность предметов - блеск красного дерева и переливы
шелкового платья невесты, позолоту рам и мягкую ворсистость ковров.
Предельно выразительной становится и композиция в картинах Федотова, которая
служит выявлению основного смысла, концентрирует внимание на главных персонажах.
Так, в "Завтраке аристократа" (1849, ГТГ) напряженная поза светского хлыща,
показанного в центре, торопливый жест его рук, прячущих кусок хлеба от
нежданного гостя, раскрывают никчемность и ничтожество аристократа,
промотавшего состояние.
Когда картины Федотова были показаны больному Брюллову, знаменитый художник их
принял восторженно. "Поздравляю вас, - сказал он Федотову, - Вы меня обогнали".
Так были признаны заслуги Федотова как художника-жанриста.
Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась
"Сватовство майора" (1848, ГТГ).
Годом ранее Федотов написал поэму "Женитьба майора, или поправка обстоятельств",
где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой
купеческой дочери. Названная картина явилась своеобразным развитием темы
литературного произведения. Художник вводит нас в купеческий дом, в котором
все готовятся к приему жениха. Обычный, ничем не примечательный эпизод из жизни
купечества, приобретает в этом произведении обобщающее значение. Федотов не
просто высмеивал тщеславие купца, корысть майора, жеманство невесты или
грубость матери. Он сделал объектом своей критики мораль людей различных
сословий, людей, превращающих брак в средство наживы, в сделку. В этом звучал
приговор уродливым явлениям быта, которые в николаевской России никого не
удивляли. Если вдуматься в происходящее на картине "Сватовство майора" -
нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме
торговля человеком. "Это была снова трагедия, - писал В. В. Стасов, - грозно
выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы".
С необыкновенной силой проявился в картине талант Федотова. Удивительно жива,
естественна и проста композиция. Тесно связаны друг с другом фигуры действующих
лиц, мы словно читаем повествование о жизни, обычаях и нравах купеческой семьи.
Очень выразителен язык жестов, который входит в характеристику героев.
Работая над картиной, Федотов прежде всего шел от жизни. Но главным для
художника были не мелочные подробности, а поиски выразительного, типичного.
Созданные им образы - результат вдумчивого отбора, синтеза характерных черт,
присущих определенному социальному типу.
Произведения Федотова произвели необыкновенное впечатление на современников.
Зрители почувствовали новаторство художника и в обращении к совершенно новым
темам, и в критическом отношении к действительности, и в новом творческом
методе, благодаря чему жанровая живопись поднялась до уровня искусства большой
социальной значимости.
К концу 1840-х годов Федотов - зрелый мастер, художник со сложившимся
мировоззрением, индивидуальным творческим лицом. Он работал лихорадочно быстро.
Замыслы будущих картин возникали у него один за другим, но не всем из них было
суждено осуществиться. Наступал последний, самый трудный период в жизни
художника. Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного
террора. Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось.
"Многому бы народ научил, - писал художник в те годы, - да цензура мешает".
Вскоре закрыли журнал "Современник", в котором сотрудничал и Федотов. Не
увидели свет рисунки Федотова из "Нравственно-критической серии". Запрещены
были и литографии с его картин. Художник оказался в трудном материальном
положении, без средств к существованию. За долги семья вынуждена была продать
дом...
От многого - военной карьеры, богатства, личного счастья - отказался Федотов
во имя искусства. Он твердо, без колебаний, шел по избранному пути и, несмотря
на трудности, продолжал неутомимо работать. В последние годы жизни Федотов
обращается к созданию портретов. Лучший из них - портрет Н. П. Жданович
(1849, ГРМ).
В 1852 году появилась одна из первых драматических картин художника - "Вдовушка"
(ГТГ). С большим сочувствием рассказал Федотов о горестной судьбе одинокой
женщины, оставшейся без мужа и ожидающей ребенка. В глубокой задумчивости
стоит она, облокотясь о комод. Вещи опечатаны за долги, оставшиеся после мужа,
в комнатах рыскают полицейские чиновники, описывая нехитрый скарб. Лирическая
на первый взгляд картина оказывалась не менее острой и значительной, чем ранние
полотна. И здесь Федотов выступал с обличением мира насилия и произвола, где
особенно легко может погибнуть слабый беззащитный человек.
Толчком к возникновению замысла картины явилась судьба овдовевшей сестры
Федотова, на руках которой после смерти мужа осталось двое маленьких детей.
Почти одновременно с "Вдовушкой" Федотов написал еще две замечательные картины:
"Анкор, еще анкор!" (1850-1851, ГТГ) и "Игроки" (1852, Гос. музей русского
искусства, Киев). Оба произведения, в сущности, посвящены одной и той же теме:
душевному опустошению, которое внес в русскую жизнь николаевский режим. Такой
силы социального обличения, такой остроты критической мысли Федотов ранее не
достигал.
Более широкой и темпераментной становится живописная манера художника, более
активной делается роль цвета в освещении. Характером замысла продиктована и
тревожная, напряженная цветовая гамма картины "Анкор, еще анкор!" - сочетание
красновато-коричневых тонов интерьера и холодного, интенсивно синего квадратика
неба в небольшом окне. Это произведение - вершина творческого развития
художника, один из шедевров русской реалистической живописи XIX века.
Жизнь Федотова кончилась трагически. Он умер тридцати семи лет в
психиатрической лечебнице.
"Федотов умер, - писал В. В. Стасов, - произведя на свет едва лишь маленькую
крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка
была чистое золото и принесла потом великие плоды".
Э. В. Кузнецова.
"50 биографий мастеров русского искусства". "Аврора", Ленинград, 1971.