Умберто Нобиле (Nobile) (1885-1978) - итальянский дирижаблестроитель,
путешественник, генерал. Родился в Лауро (Авеллино) в семье юриста. Позднее
семья не раз меняла место жительства. Обучался в частной и государственной
школах, лицее в Неаполе.
По окончании инженерно-математического факультета университета в Неаполе получил
заманчивое предложение германской фирмы АЭГ, но отказался от него из-за болезни
матери и пошел работать в дорожно-мостовое управление. Год спустя перешел в
генеральную инспекцию железных дорог. В 1910 году в Неаполе впервые увидел
полеты французского летчика Кине на биплане "Фарман". Увлекся воздухоплаванием.
Подал документы в училище в Риме, которое готовило специалистов по сооружению
воздухоплавательных аппаратов. По его окончании снова возвратился в Неаполь к
больной матери.
В 1914 году с начала Первой мировой войны был направлен на военный завод, где
строились и испытывались воздухоплавательные аппараты для военно-морского флота.
Участвовал в испытании нескольких видов дирижаблей.
В 1916 году предложил разработанный в содружестве с Уго Пеше проект нового
дирижабля "О" (от итальянского observatore - наблюдатель). Проект был одобрен,
и завод изготовил пятнадцать таких дирижаблей. В 1917 году Нобиле был назначен
на пост заместителя директора завода и навсегда связал свою судьбу с
дирижаблестроением. В 1919 году уже в качестве директора завода приступил к
строительству нового дирижабля "T-34", рассчитанного на трансатлантические
перелеты.
Весной 1924 года в Италию приехал известный норвежский полярный исследователь
Руал Амундсен,
чтобы заказать два гидроплана
"Дорнье-Валь" для полета к Северному полюсу. Приезд Амундсена и планы его
предстоящей экспедиции широко освещались в газетах. Именно тогда Нобиле пришел
к выводу, что для географических исследований целесообразнее использовать
дирижабль, чем самолет. И когда год спустя после безуспешной попытки достичь
полюса на гидропланах Амундсен пригласил его в Осло "для важной и
конфиденциальной беседы", это не было для Нобиле неожиданностью. Встреча
состоялась. Амундсена действительно интересовал вопрос, способен ли итальянский
дирижабль совершить перелет, но не к полюсу, как полагал Нобиле, а через весь
Северный Ледовитый океан от Свальбарда до северных берегов Аляски, покрыв более
3500 километров. Поразмыслив, Нобиле ответил утвердительно и согласился
участвовать в экспедиции.
В апреле 1926 года усовершенствованный для полетов в условиях Арктики дирижабль
"N-I", или "Норге", как называл его Амундсен, вылетел из Рима и через Пулеме
(Англия), Осло прибыл в Гатчину под Ленинградом, покрыв за пять дней расстояние
в 4300 километров. Здесь пришлось задержаться из-за сильных снегопадов на базе
Ню-Олесун. Лишь 5 мая "Норге" покинул Гатчину и 7 мая приземлился в Кингсбее.
Утром 11 мая "Норге" начал перелет через Полярный бассейн. Экипаж дирижабля
состоял из тринадцати человек: шести итальянцев, шести норвежцев, одного шведа и
трех участников экспедиции, не имевших отношения к управлению воздушным
кораблем: Амундсена, Элсуорта и журналиста Рамма. Командиром корабля был Нобиле.
Двенадцатого мая "Норге" достиг Северного полюса. С борта дирижабля были
сброшены три флага: норвежский, американский и итальянский. "Норге" проследовал
дальше, двигаясь вдоль 150° западной долготы, и 13 мая пересек Северное
побережье Аляски. По плану дирижабль должен был приземлиться в Уэйнрайте, но,
подсчитав, остатки горючего, Нобиле решил лететь до Нома. Берингов пролив
встретил их ураганным ветром и густым туманом. Пришлось изменить маршрут и
приземлиться у эскимосского селения Теллер в ста километрах от Нома.
Перелет из Кингсбея в Теллер протяженностью 5300 километров над неизведанными
просторами Ледовитого океана стал одним из самых значительных достижений в
истории воздухоплавания. "Авиационный фактор решил успех этой экспедиции, и,
следовательно, наибольшей славы заслужил Нобиле, который сконструировал,
построил и вел этот воздушный корабль. Но неопровержимо и то, что экспедиция
явилась плодом многолетних усилий Амундсена, предпринимавшихся под сенью
норвежского флага и по его инициативе", - писал в этой связи директор
Норвежского полярного института Адольф Хуль. В 1928 году Нобиле возглавил
итальянскую экспедицию к Северному полюсу на дирижабле "Италия". Стартовав
в Кингсбее 23 мая, "Италия" при сильном попутном ветре уже на следующий день
достигла полюса. Снизившись до ста метров, члены экспедиции сбросили на лед
итальянский флаг и большой дубовый крест, врученный им папой Пием XI. Затем
вновь набрали высоту и отправились в обратный путь. Однако возвратиться в
Кингсбей "Италии" было не суждено: 25 мая дирижабль потерпел катастрофу.
Первым, кто услышал сигнал бедствия, который передавал оказавшийся среди
уцелевших участников экспедиции радист "Италии", был радиолюбитель Шмидт из
архангельского села Вознесенье-Вохма. Двадцать третьего июня шведский пилот
Лундборг снял с дрейфующей льдины тяжелораненого Нобиле. Остальных членов
экспедиции спасли моряки ледокола "Красин".
В 1932-1936 годах Нобиле работал в СССР в качестве консультанта Дирижаблестроя.
В 1939 году уехад в США, где преподавал аэронавтику. Возвратился в Италию после
Второй мировой войны. В 1946 году был избран депутатом Учредительного
собрания. Последние годы жизни посвятил литературной деятельности, написал
несколько книг и множество статей.
Скончался в возрасте девяносто трех лет.
Литература.
"Географы и путешественники", Краткий биографический словарь, "Рипол классик",
Москва, 2001.