Настоящее имя Стендаля - Мари Анри Бейль, хотя иногда он пытался
присвоить себе дворянский титул, подписываясь "Анри де Бейль", что вероятно,
сделал бы и Жюльен Сорель. На самом деле предками Стендаля были солидные буржуа,
а отец его служил в адвокатской конторе в Гренобле. Будущий писатель родился в
1783 году. Спустя семь лет умерла его мать, оставив сына на воспитание отцу
(человеку черствому, суровому и мнительному) и тете Серафи, которых он
ненавидел. Своим ранним образованием Стендаль обязан священникам, что явилось
основной причиной его антиклерикализма. Характер будущего писателя
сформировался в антагонизме с отцом и духовными наставниками: Стендаль был
крайне импульсивен, самовлюблен, критичен, чувствен и недисциплинирован.
Его любовь к литературе поощрял дед с материнской стороны, врач по профессии,
человек с развитым художественным вкусом. Когда Стендалю было тринадцать лет,
его отправили в Центральную школу в Гренобле, где он отличился в математике так,
что ему прочили дальнейшее обучение на инженера в Политехнической школе в
Париже. Стендаль прибыл туда в 1799 году, на следующий день после "coup d'etat"
("государственного переворота"), сделавшего Наполеона властелином Франции. Забыв
о благоразумном намерении стать инженером, Бейль очертя голову бросился в
имперскую авантюру, которая обуяла страну. Дальний родственник по имени Дарю,
бывший в милости у Наполеона, ставший позднее государственным секретарем,
добился для юноши церковной должности при военном штабе. Работа оказалась
чересчур скучной, и на следующий год молодой Анри, которому едва исполнилось
семнадцать лет, получив звание сублейтенанта, был отправлен в Италию, где в ту
пору находилась французская армия.
Хотя Бейль ничего не знал об этой стране, Италия стала для него второй родиной
и местом действия одного из крупнейших его романов. Все здесь восхищало его:
итальянская опера, музыка Чимарозы и
живопись Корреджо. Он находил привлекательным итальянский темперамент, который
казался ему более страстным, решительным и менее цивилизованным (с точки
зрения буржуа девятнадцатого века), чем французский. Италия, в особенности Рим
и Милан, так полюбились ему, что он даже предложил высечь на своем могильном
камне слова: "Enrico Beyle, Milanese" ("Энрико Бейль, миланец"). Помимо прочего
он влюблялся в итальянских женщин; с этого времени его частная жизнь -
летопись главным образом любовных приключений.
Последующие годы были очень деятельными. В 1806 году Стендаль вновь поступил на
государственную службу, получив административный пост в Брунсвике,
оккупированном в то время французами. Там он познакомился с немецким языком,
вращался в хорошем обществе; ему льстило окружавшее его уважение, но в
сущности он порядком скучал. В дальнейшем Бейль много путешествовал по Германии
и Австрии, был послан с правительственной миссией в Вену и последовал за
императором в Россию. Здесь он стал очевидцем Смоленского и Бородинского
сражений, присутствовал при пожаре Москвы, найдя его с эстетической
точки зрения впечатляющим. Затем с равным самообладанием отступал с французской
армией в Западную Европу. Держава Наполеона рушилась, и, когда пал Париж, Бейль
покинул Францию, поняв, что его карьера в высших кругах власти закончилась.
Теперь страной управляли Бурбоны. Бейль вернулся к литературе, и в дальнейшем
мы имеем право именовать его Стендалем - именем, которое он прославил. Его
сочинения в 1820-е годы весьма многообразны. Это жизнеописания выдающихся
композиторов (книги "Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио", 1817; "Жизнь Россини",
1824), история итальянской живописи ("История живописи в Италии", 1817), трактат
о любви ("О любви", 1812), путеводитель по Риму ("Прогулки по Риму", 1829), а
также различные журнальные статьи, опубликованные в Париже и Лондоне. Жизнь его
во Франции, Италии и Англии зависела от случайных заработков. В результате смены
правящей верхушки в 1830 году на трон был возведен монарх-буржуа Луи Филипп,
перед Стендалем теперь открылась возможность вернуться на государственную
службу. В том же году он был назначен консулом в Триест, где его репутация
радикала не пришлась по вкусу австрийским властям. Стендаль был переведен в
Чивитавеккью в папском государстве. Жалованье ему определили более скромное, чем
раньше, зато до любимого Рима было подать рукой. В этой должности он оставался
до конца своей жизни, хотя слабое здоровье часто вынуждало его отлучаться на
длительное время.
Роман "Красное и черное" был написан в последний год правления Карла X. К
моменту выхода в свет книги в 1831 году она успела устареть, во всяком случае в
отношении критики Бурбонов. В течение следующего десятилетия Стендаль написал
два автобиографических произведения: "Мемуары эгоиста" ("Souvenirs d'Egotisme",
1832) и "Жизнь Анри Брюлара" ("Vie de Henri Brulard", 1835-1836); а также
оставшийся незаконченным роман "Люсьен Левен" (1834-1835). Не желая подвергаться
риску вновь лишиться консульской должности, Стендаль не решился при жизни
публиковать свои сочинения. В 1839 году он опубликовал свой второй шедевр
"Пармская обитель" - историю приключений и интриг, происходящих в Италии. После
продолжительной болезни Стендаль скончался от удара в 1842 году, в Париже.
Путь писателя к известности был долгим. Стендаль заявлял, что писал "для
немногих счастливцев", предсказывая, что слава придет к нему не ранее 1880 года.
И оказался прав. Возможно, его главная неудача состояла в том, что он не
вписывался ни в один из литературных стереотипов своего времени. Любовь к
героическим себялюбцам вроде Наполеона отделяла его от авторов восемнадцатого
века, однако он не похож ни на одного из писателей-романтиков. Стендалю
недоставало эпического размаха Гюго равно
сентиментальности Ламартина. Лишь когда эти фигуры сошли с литературного
пьедестала, стало совершенно очевидно, в чем заключено подлинное величие
Стендаля. Оно состояло в его психологическом реализме.
Литература
"50 великих европейских романов". Краткий универсальный справочник,
Челябинск "Урал Ltd", 1998.