Виктор Эльпидифорович Мусатов
[2(14).4.1870, Саратов - 26.10(8.11).1905, Таруса]
(впоследствии добавивший себе в качестве второй фамилии отчество отца) родился
в семье мелкого железнодорожного служащего. Полученная в детстве травма сделала
его горбуном, но не отняла у него ни любви к жизни, ни энергии. Его
художественное образование было беспорядочным: он обучался то в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1890-1891 и 1893-1895),
то в Академии художеств (АХ) (1891-1893) и одновременно работал самостоятельно.
Три зимы (1895-1898) молодой художник провел в Париже, занимаясь в мастерской
отличного педагога Ф. Кормона и внимательно приглядываясь к тому, что
происходило во французском искусстве. Особенно его интересовала живописная
система импрессионистов и искания символистов.
Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину "Автопортрет с сестрой"
(1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир
как напоминание об ином - нереальном и прекрасном мире прошлого, выразилась
склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно, и даже
любовь к характерному сине-зеленому колориту. Правда, последующие попытки
развить намеченное не сразу привели к успеху: картины "Осенний мотив" (1899) и
"Гармония" (1899-1900) выглядели как наивные изображения костюмированных сцен.
Но вскоре он создал несколько произведений очень высокого уровня, которые
принесли ему известность. Постоянными персонажами этих (и большинства других)
картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы; но
это не были исторические картины. Самые общие, приблизительные приметы старины
нужны были художнику для того, чтобы с их помощью передать свое элегическое
чувство, питаемое размышлениями о невозвратно ушедшем прошлом. Таковы
двухфигурные композиции "Гобелен" (1901) и "У водоема" (1902). После них
художник обратился к композиции более сложной - "Изумрудное ожерелье"
(1903-1904), включающей в себя уже шесть фигур, связанных общим сложным
движением и отчетливо ощущаемым ритмом.
Еще в 1899 году Борисов-Мусатов стал членом
Московского товарищества художников (МТХ) и вскоре, несмотря на слабое
здоровье и на то, что жил не в Москве, оказался одним из его лидеров: он
энергично занимался устройством выставок в Москве и Петербурге и заметно влиял
на художественные позиции объединения. Картина "Водоем", показанная на одной
из выставок МТХ, имела громадный успех и принесла популярность ее автору, до
того ценимому только в узком кругу коллег и знатоков. В 1903 году художник
покинул Саратов и перебрался в Подольск, чтобы быть ближе к московской
художественной жизни. Он тесно сошелся с литераторами-символистами,
сплотившимися вокруг журнала "Весы" и воспринявшими Борисова-Мусатова как
единомышленника - символиста в живописи. Многие молодые художники, в том числе
П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев,
видели в нем своего идейного вождя. В начале 1904 года работы Борисова-Мусатова
были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали
восторженные отклики критиков. К сожалению, это высокое признание, как на
родине, так и за ее пределами, ничего не меняло в существовании художника,
жившего с женой и ребенком довольно бедно: коллекционеры его работ почти не
покупали, и даже Третьяковская галерея, уступая настойчивости
В. А. Серова, приобрела у него лишь однажды
картину и два эскиза.
Правда, в том же 1904 году Борисов-Мусатов получил заказ на четыре росписи для
богатого особняка. Исполнение заказа могло помочь не только как-то поправить
материальное положение, но и реализовать наконец тяготение художника к
монументально-декоративной живописи, которое все более явственно проступало в
его станковых вещах. Предложенную тему "Четыре времени года" он трактовал
очень своеобразно, продолжив начатое в прежних работах, даже используя
полюбившиеся ему мотивы и детали, но подчинив их совершенно новому
композиционному решению. Акварельные эскизы, исполненные им, обещали
незаурядное произведение, однако росписи не были осуществлены по неизвестным
причинам. Вскоре художник вновь переменил местожительство, переехав в Тарусу,
где провел последние месяцы жизни. Работал он так же напряженно, как и раньше:
создал несколько превосходных пейзажных этюдов, ставших вехами в русской
пейзажной живописи, и почти закончил картину "Реквием", намечавшую в его
искусстве постепенный поворот к новой стилистике. Но сердце художника не
выдержало нагрузки. Борисова-Мусатова похоронили на берегу Оки, в месте,
которое он сам указал незадолго до смерти. Позднее на могиле поставили
памятник работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика.
Кузнецов Э. Д.
1. Русакова А. А. "Борисов-Мусатов". Л., 1974.
2. Мочалов Л. В. "Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов". Л., 1976.
3. Шилов К. "Борисов-Мусатов". М., 1986.
4. Дунаев М. "В. Э. Борисов-Мусатов". М., 1993.