Сергей Александрович Есенин (1895-1925) - российский поэт. Судьбе было
угодно, чтобы "учитель школы грамоты" Есенин стал поэтом. Путь в литературу
лежал через работу приказчика в лавке, подчитчика в типографии, через общение с
писателями Суриковского литературно-музыкального кружка и занятия на
историко-философском отделении Народного университета А. П. Шанявского. В
марте 1915 года Есенин знакомится с А. А. Блоком, читает ему свои стихи. Блок
делает запись в своей книжке: "...стихи свежие, чистые, голосистые,
многословный язык". Образ "родины кроткой" в стихах Есенина тех лет вызвал
благожелательный отзыв З. Н. Гиппиус,
приветствовавшей обращенность поэта к христианской мифологии, поэтизации
национальной старины. В первом сборнике "Радуница" (1916) отразились взгляды
Есенина как "новокрестьянского" поэта (С. А. Клычков, Н. А. Клюев,
А. В. Ширяевец), противопоставляющего себя поэтам "из интеллигенции".
Крестьянское, народное сознание воплощено в яркой фольклорной образности,
воспринимаемой как выражение души лирического героя. Насыщенный метафорой,
"узорчатый" стиль "Радуницы" с новой силой зазвучит в "имажинистский" период
творчества Есенина.
Наследуя во многом традиции поэзии А. В. Кольцова - напевность, песенность
стиха, использование народно-поэтической образности, - Есенин рисует деревню,
Русь светлыми красками ("Береза", "На плетнях висят баранки...",
"Я пастух, мои палаты...").
"Лирическим чувствованием" проникнута вся поэзия Есенина. Он обладал
неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших,
интимнейших настроений, которые возникали в его душе. Все богатство словесной
живописи Есенина подчинено единственной цели - дать читателю ощутить красоту и
животворящую силу русской природы, в которой живет душа России.
Природа в стихах Есенина в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении.
Подобно человеку, она рождается и умирает, грустит и радуется. Природа у него
не пейзажный фон, а любимый герой поэта. В создании образа природы Есенин
опирается на опыт народной поэзии, обращаясь к многократному использованию
развернутых олицетворений, метафор ("Отговорила роща золотая...",
"Не жалею, не зову, не плачу...", "Заметался пожар голубой..."). Любимые цвета
поэта - синий и голубой. Эта цветовая гамма усиливала впечатление необъятности
просторов России ("Гой ты, Русь моя родная..."). Один из важнейших элементов
стиля поэзии Есенина - стремление к "овеществлению" образа
("ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве", "отговорила роща золотая
березовым, веселым языком", "плачет метель, как цыганская скрипка").
Лирический герой Есенина - современник эпохи грандиозной ломки человеческих
отношений, мир его чувств, дум сложен и противоречив, характер полон
драматизма. Облик поэзии Есенина изменяется под воздействием исторических
событий, революция рождает иной образ родины.
Образ "кроткой Руси" в предреволюционные годы расширяется. В поэзии Есенина все
чаще звучат мотивы тоски по утерянному раю ("Не бродить, не мять в кустах
багряных", 1917; "Запели тесаные дроги", 1916; "В том краю, где желтая крапива",
1915; "Устал я жить в родном краю", 1915).
События 1917 года стали для Есенина сиволом духовного обновления жизни. В
поэмах "Иорданская голубица", "Инония" (1918) звучит мотив оправдания революции
как пути к новой вере. Следуя традиции русской и мировой поэзии, Есенин смело
разрабатывает богоборческие мотивы, объявляя себя новым пророком, отразившим
взгляды и чаяния многомиллионной крестьянской массы. Церковно-славянская
лексика, библейский словарь ("Октоих", "Сельский часослов"), религиозные образы
лишь "оболочка" чисто земных помыслов.
Наиболее значительные произведения Есенина созданы в 1920-е годы. В это время
обостряется желание философского осмысления действительности. Проблема гибели
старой жизни не укладывается в характеристику противоречий между "городом" и
"деревней". В поэме "Сорокоуст" (1920), цикле "Москва кабацкая" (1924)
отразилась глубоко личная трагедия, переживаемая Есениным - человеком и
гражданином ("Исповедь хулигана", 1920).
В поэме "Черный человек" (1923-1925) Есенин, наследуя традиции
Ф. М. Достоевского, использует мотив "двойничества", раскрывающий нравственную
борьбу между добром и злом в душе человека. Есенин как бы возвращается к
изобразительной предметности ранней лирики, олицетворяя зло в образе
Черного человека. Образ Черного человека не исчезает из сознания Есенина
(не случайно в поэме трость, брошенная в черного человека, лишь разбивает
зеркало), усиливаются мотивы тоски и одиночества, чуждости кипящей вокруг
жизни ("Русь советская"). Образ родины воспринимался Есениным шире и глубже
"октября и мая": он видел историческую миссию отечества не в утверждении новой
идеологии, а в продолжении и развитии великих гуманистических традиций, которые
впитала в себя Россия.
До сих пор не разрешена загадка ухода Есенина из жизни. По одной версии он
покончил самоубийством, по другой - был насильственно умерщвлен.
Литература.
Марина Уртминцева. "Словарь русской литературы", 1997.