Евгений Иванович Замятин (1884-1937) - российский писатель. Идти по
линии наибольшего сопротивления было жизненным и творческим кредо Замятина.
Инженер-кораблестроитель по образованию, он стал художником особенным,
удивительным. Любимым писателем с детства был Н. В. Гоголь. Влияние Гоголя
отчетливо проявилось впоследствии в ответе Замятина на анкету: "Явилась у меня
склонность к шаржу, гротеску, к синтезу фантастики и реальности".
В 1916 году выходит первая книга произведений Замятина. "Уездное. Повести и
рассказы". Критика заговорила о рождении нового таланта. В повестях и
рассказах ("На куличках", "Уездное", "Непутевый") обнаружились признаки
синтеза типизации и некоторых приемов символизма (особое внимание к
использованию звуковых и красочных лейтмотивов, словесный и образный парадокс).
Художественное обоснование принципов "неореалистической" прозы, рожденной
сдвигом привычных социальных и нравственных норм действительности, Замятин
предпринимает в дилогии "Островитяне" (1918) и "Ловец человеков" (1921),
созданной от впечатления пребывания в Англии, куда писатель был прикомандирован
для наблюдения за постройкой судов для России. В дилогии Замятин дал резкие
сатирические оценки социальному прожектерству, рецептам "спасения" человечества
религиозным морализаторством.
Октябрьская революция воспринималась Замятиным как торжество насилия; его
настроение в 1917-1918 годах созвучно тону "Несвоевременных мыслей" М. Горького.
Этого Замятину не мог простить и сам Сталин, не сумевший "угомонить" писателя,
когда Замятин сказал вождю, что "привычка говорить не то, что в данный момент
выгодно, а то, что мне кажется правдой" (1931), определяет его позицию человека
и гражданина.
В послереволюционные годы он читает лекции по новейшей русской литературе,
сотрудничает с Горьким во "Всемирной литературе", в комитете Дома литераторов и
т. д. В лекциях Замятин излагает свою эстетическую позицию, формулирует принципы
"неореализма". Самое значительное произведение Замятина роман-антиутопия "Мы"
(1920), запрещенный к изданию, но ставший известным по спискам, был опубликован
в России только в 1988 году. Появление этого романа обозначило рождение нового
жанра в русской литературе, жанра мистического, выразившего в парадоксальном
соединении памфлета, научной статьи и авантюрного романа ненависть Замятина к
грядущей эпохе тоталитаризма и обезличивания сознания.
После 1929 года Замятина перестают печатать. С помощью Горького он уезжает в
октябре 1931 года за границу. Но эмигрантом он себя не считал, гражданства не
менял и жил в надежде при первой возможности вернуться домой.
Литература.
Марина Уртминцева. "Словарь русской литературы", 1997.