Природа наделила Игоря Эммануиловича Грабаря многими дарованиями,
которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать.
Стал значительным
художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом,
музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в
течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту,
был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни
страны.
В 1876 году родители Грабаря, бывшие в числе сторонников славянского
освободительного движения, поселились в России. После окончания гимназии
Грабарь учился в московском лицее (1882-1889). Он мечтал о живописи, старался
быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию
Третьяковской галереи и другие собрания Москвы.
Осенью 1889 года, восемнадцати лет от роду, почти без гроша в кармане Грабарь
едет в Петербург. Поступает в университет, учится там в течение четырех лет на
двух факультетах сразу - юридическом и историко-филологическом - и упорно
готовится к поступлению в Академию художеств (АХ). В это время он зарабатывает
себе на жизнь сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для журналов.
Все этапы поступления в АХ (1894) и начало обучения в ней Грабарь прошел
блестяще и быстро. Уже в 1895 году он оказывается в мастерской очень
почитаемого им И. Е. Репина. Но вот летом
1895 года на каникулах Грабарь совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию,
Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии его настолько потрясли творения мастеров
Возрождения, а в Париже - работы постимпрессионистов (В. Ван Гога,
П. Сезанна и П. Гогена), что Грабарь на протяжении 1896-1900 годов колесит по
Европе "с целью детального и углубленного изучения мирового искусства и
получения архитектурного образования".
В 1900 году Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается, по признанию
художника, самый его "творческий период". Он вновь после долгой разлуки
влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы, без конца
пишет "сверхъестественное дерево, дерево-сказку" - березу. В Подмосковье
созданы наиболее известные его произведения: "Сентябрьский снег" (1903),
"Белая зима. Грачиные гнезда", "Февральская лазурь", "Мартовский снег"
(все 1904), "Хризантемы" (1905), "Неприбранный стол" (1907) и др. Грабарь
пишет на открытом воздухе, учитывая достижения французских импрессионистов, но,
не желая слепо им подражать, пишет по-русски, любя
"вещественность и реальность". "Февральская лазурь" - это величественный
"портрет" березы. Мы смотрим на нее снизу вверх, из глубокой траншеи в снегу,
которую вырыл автор и в которой он работал, невзирая на жестокие морозы,
переполненный радостью от "перезвонов и перекликаний всех цветов радуги,
объединенных голубой эмалью неба". Пейзаж написан чистыми цветами, мазки
положены плотным слоем. "Мартовский снег" - "ярко импрессионистическую вещь по
замыслу и фактуре" - художник тоже писал на пленэре "с таким увлечением и
азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и
взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой
жизнерадостной мажорной фанфары". В этих произведениях Грабарю удалось создать
еще один, новый (после русских пейзажистов XIX столетия), обобщенный образ
русской природы.
1910-1923 годы художник назвал периодом отхода от живописи и увлечения
архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников.
Он задумывает и осуществляет издание первой "Истории русского искусства" в
шести томах (1909-1916), пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии
о В. А. Серове и
И. И. Левитане. В течение двенадцати лет
(1913-1925) Грабарь возглавляет Третьяковскую галерею, значительно меняя
принципы музейной работы. После революции он многое делает для защиты памятников
культуры от разрушения. В 1918 году по инициативе Грабаря создаются Центральные
реставрационные мастерские, с которыми он будет связан всю жизнь и которые
носят сейчас его имя. Здесь были открыты и спасены многие произведения
древнерусского искусства.
С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь много занимается живописью и
особенно увлекается портретом. Он изображает своих близких, пишет портреты
ученых и музыкантов. Лучшими сам художник назвал "Портрет матери" (1924),
"Светлану" (1933), "Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа" (1934),
"Портрет сына" (1935), "Портрет академика С. А. Чаплыгина" (1935). Широко
известны и два автопортрета художника ("Автопортрет с палитрой", 1934;
"Автопортрет в шубе", 1947).
Обращается он и к тематической картине - "В. И. Ленин у прямого провода" (1933),
"Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина" (1938).
Разумеется, он продолжает писать пейзажи, предпочитая по-прежнему снег, солнце
и радость жизни: "Последний снег" (1931), "Березовая аллея" (1940),
"Зимний пейзаж" (1954), серия картин на тему "День инея". Грабарь работает в
традициях русской реалистической живописи конца XIX в., оставаясь, так же как
в других областях своей деятельности, хранителем русской культуры.
"Лучший отдых есть перемена работы", - говорил художник. Если он не писал
картины, то преподавал, выступал, готовил выставки или занимался
искусствоведческими исследованиями. Смерть застала его за работой над новым
многотомным изданием "Истории русского искусства". "Надо считать счастьем для
русского искусства, что такой человек действительно существовал", - говорил о
нем С. В. Герасимов.
Загородникова Е. В.
Литература.
1. Грабарь И. Э. "Моя жизнь". Автомонография. М., 1937.
2. Подобедова О. И. "И. Э. Грабарь". М., 1964.
3. Егорова Н. В. "И. Э. Грабарь". М., 1979.