Митрофану Борисовичу Грекову - донскому казаку по рождению, коннику,
прошедшему в казачьем строю Первую мировую войну, - на роду было написано
стать в живописи баталистом. Учебу он начал в Одесской художественной школе
(1898-1903) у К. К. Костанди и продолжал в Академии художеств (АХ) (1903-1911)
у И. Е. Репина, но главным образом у
знаменитого баталиста Ф. А. Рубо. Под стеклянным потолком академической
мастерской писал с натуры лошадей и целые постановочные сцены. Вместе с
учителем реставрировал в Севастополе написанную Рубо громадную панораму,
посвященную Крымской войне. В панорамной живописи принято было добиваться
иллюзорности, чтобы изображенное на холсте красками незаметно для зрителя
переходило в объемные муляжи ближнего "предметного" плана. Вот такой, до
предела "натуральной" живописи и учил Рубо. Собственную художественную тему
Греков обрел в годы гражданской войны, став ее летописцем и хроникером. Этой
теме он и был верен до конца жизни. Небольшие, сдержанные по колориту картины
запечатлели будни войны, кавалерийские атаки и стычки в пыльной степи,
скачущих и убитых лошадей, обнаженные сабли всадников ("В отряд к Буденному",
1923; "Тачанка", 1925; "Трубачи Первой Конной армии", 1934; "Отряд Буденного
отбивает атаку противника", 1934, и др.). Вслед за изображением отдельных
эпизодов художник создал большую диораму "Взятие Ростова" (1929-1930) и начал,
по стопам учителя, разрабатывать панораму "Перекоп". Осуществить этот замысел
он не успел.
Имя Грекова было присвоено Студии военных художников, образованной в 1935 году
в Москве.
Герчук Ю. Я.
Литература.
1. Халаминский Ю. Я. "М. Б. Греков", М., 1956.
2. Тимошин Г. А. "М. Б. Греков", М., 1961.
3. "М. Б. Греков в воспоминаниях современников", Л., 1966.
4. Лапунова Н. "Митрофан Борисович Греков", М., 1982.