Николай Николаевич Ге (1831-1894) поступил в Академию художеств (АХ) в
1850 году, предварительно проучившись на физико-математическом факультете - год
в Киевском университете и год в Петербургском. АХ он закончил в 1857 году и за
картину "Саул у Аэндорской волшебницы", образцовое произведение академической
живописи, получил большую золотую медаль, звание классного художника 1-й
степени и право на зарубежное пенсионерство. За шесть лет пенсионерства Ге
побывал в Германии, Швейцарии, Франции и с 1860 года обосновался в Италии. Он
неустанно работал: писал портреты, пейзажи и делал эскизы к историческим
картинам из жизни Древнего Рима и средневековья. В Петербург он вернулся в 1863
году с картиной "Тайная вечеря". Она вызвала горячий интерес: евангельский
сюжет представал в ней как реальное событие, как жестокая драма отступничества
от учителя и раскола среди единомышленников. Художник явно порывал с канонами
академизма, но успех его был настолько общепризнан (сам Александр II приобрел
картину), что АХ пошла на компромисс, присвоив ему звание профессора
исторической и портретной живописи.
На следующий год Ге снова уехал в Италию и провел там еще несколько лет,
продолжая трудиться над евангельскими сюжетами, пейзажами и портретами. В
частности, написал "Портрет А. И. Герцена" (1867) - эту работу, возвращаясь в
Петербург в 1870 году, Ге провез с собою тайно (имя Герцена было еще под
запретом). По приезде он сразу включился в художественную, общественную и
духовную жизнь столицы, стал одним из организаторов и руководителей созданного
в 1870 году Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).
В поисках темы Ге обращается к отечественной истории. Картина
"Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (1871) вновь
принесла ему успех: ее сюжетом опять был реальный конфликт реальных людей, у
каждого из которых своя правда. Менее удачными оказались другие работы:
"Екатерина II у гроба Елизаветы" (1874) и
"Пушкин в селе Михайловском" (1875). Ге тяжело переживал свои неудачи.
Размышляя об их причинах, он разуверился и в собственных творческих силах, и в
смысле художественной деятельности вообще. В 1876 году он приобрел хутор в
Черниговской губернии, переселился туда, занялся сельским хозяйством, освоил
ремесло печника. Некоторое время спустя он близко познакомился с Л. Н. Толстым
и сделался приверженцем его учения, которое воспринял с присущим ему
максимализмом. Живопись он забросил, лишь изредка писал портреты для заработка.
Все же на рубеже 1870-х и 1880-х годов Ге вернулся в искусство. Отныне в его
творчестве возобладали евангельские темы. Исключение он делал только для
портретов, которые писал довольно часто и уступал за очень низкую цену - с тем
чтобы они были доступны любому, даже неимущему. Среди его портретных работ
хрестоматийную известность приобрели изображения писателей-современников -
М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова (обе 1872), Л. Н. Толстого (1884).
Живопись Ге претерпела разительные перемены. Он отказался не только от канонов
академизма, но и от стремления к исторической конкретности, которая так
импонировала его зрителям. Историю Христа, особенно ее заключительную часть,
художник воспринимал как один из эпизодов вечной борьбы Добра со Злом и
неизменного торжества Зла. Неприглядностью этого торжества он старался поразить
зрителя, не боясь преступить границы художественности, минуя всяческие нормы и
условности. Живопись Ге приобрела лихорадочную и пугающую взволнованность, что
впоследствии дало право называть его предшественником экспрессионизма -
течения, которое возникло позже, да и не в России.
Трудился Ге мучительно: создавал вариант за вариантом, редко доводил их до
конца, никогда не был доволен сделанным. И сама судьба его картин складывалась
драматично. Картину "Милосердие" (1880) он уничтожил. Картина же
"Выход с тайной вечери" (1889) стала одним из лучших произведений русской
живописи того времени, столь сильно выражено было в ней волнующе-тревожное
настроение. Но эту работу подвергла критике церковная цензура. Картина
«"Что есть истина?". Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки
за кощунство в изображении Христа. Картину
«Суд синедриона. "Повинен смерти!"» (1892) на академическую выставку
не допустил президент АХ. Картину "Голгофа" (1892) Ге не закончил, и публика
увидела ее лишь после смерти художника. Первый вариант "Распятия" (1892) он
уничтожил. Еще один вариант "Распятия" в начале 1894 года был запрещен к
демонстрации императором Александром III, и Ге показывал его только у себя на
квартире. В марте того же года художник умер на своем хуторе.
Кузнецов Э. Д.
Литература.
1. Зограф Н. "Николай Николаевич Ге". Л., 1968.
2. Порудоминский В. "Николай Ге". М., 1970.
3. "Николай Николаевич Ге: Статьи. Критика. Воспоминания современников". М.,
1978.
4. Верещагина А. "Николай Николаевич Ге: Альбом.". Л., 1988.
5. Тарасов В. "Николай Николаевич Ге". Л., 1989.