Биография Михаила Васильевича Нестерова известна по его мемуарам.
Проживший восемьдесят лет художник для многих поколений воплощал живую связь
эпох. Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у
В. Г. Перова, А. К. Саврасова и
И. М. Прянишникова (1877-81, 1884-86), в Петербургской АХ у П. П. Чистякова
(1881-84), входил в Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ)
(как экспонент - с 1889 года, в качестве члена - с 1896 по 1901 год) и был
одним из членов-учредителей Союза русских художников (1903). Поздний же этап
его творчества приходится уже на 1930-е годы.
В пору господства передвижнической эстетики Нестеров ищет себя в бытовом жанре
("Жертва приятелей", "Знаток", обе 1884) и историческом
("Избрание Михаила Федоровича на царство", "До государя челобитчики", обе 1886).
Но к концу XIX столетия художник переходит к религиозной тематике: его
привлекает аскетическая строгость монашества, красота православных обрядов,
жизнь в согласии с природой. Картины этого цикла ("Пустынник", 1888;
"Видение отроку Варфоломею", 1889-90; "Под благовест", 1895, и др.) окрашены
созерцательным любованием; стилистически они обнаруживают влияние стиля модерн -
в панорамности композиций, в чуть гобеленном цвете, в замене развернутого
действия состоянием. Одновременно Нестеров занимается церковными росписями
(запрестольный образ "Рождество Христово" во Владимирском соборе в Киеве,
1893-94; мозаики храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) в Петербурге,
1894-96; церкви Александра Невского в Абастумане, на Кавказе, 1899-1904;
фрески Марфо-Мариинской обители в Москве, 1907-11). И даже портреты его часто
связаны с тем же православно-церковным кругом ("Философы", "Архиепископ",
оба 1917).
С москвичами из Союза русских художников Нестерова роднят лиризм, интерес к
пейзажу (активная пейзажная среда присутствует почти во всех его работах),
поэтичность мироощущения. Одна из самых поэтических его работ - портрет дочери
(1906), воплощающий характерную для начала XX века грусть по нравственному
идеалу и полноте бытия. В традиционном облике русской девушки из среды
интеллигенции - прямой наследницы курсисток 1870-х годов - присутствует
ретроспективный оттенок, однако мечта о человеческой цельности выражена здесь
реалистически-конкретно. Эта портретная конкретность сделается опорой
творчества Нестерова в поздний его период: после долговременного молчания,
связанного со сменой эпох, вкусов и критериев, в 1930-х годах он целиком
сосредоточится на образе человека.
В самом выборе моделей виден интерес художника к творческой личности,
запечатленной в порыве созидательного вдохновения. Предпочитаемая им
динамическая композиция позволяет показать героев "на пике" действия: скульптор
В. И. Мухина поглощена лепкой (1940), хирург С. С. Юдин делает операцию (1933)
или читает лекцию студентам (1935), художники братья П. Д. и А. Д. Корины
работают в своей мастерской (1930). Персонажи Нестерова - активные натуры,
утверждающие в своей деятельности себя и свое время. Активны и решения
портретов: художник акцентирует главное в обстановке, заботится о
выразительности поз и жестов: энергия сцепленных рук академика И. П. Павлова
(1935) сразу вводит зрителя в интеллектуальную атмосферу модели, а руки
хирурга С. С. Юдина в портрете 1935 года характеризуют его едва ли не глубже,
чем неординарное лицо.
К 1928 году относятся два автопортрета Нестерова. И если "Автопортрет в черном",
несмотря на живописную основательность, решением напоминает импрессионистически
острый этюд, то "Автопортрет в белой блузе" являет собой законченную концепцию
художнического бытия. Портрет иллюстрирует идею - и оттого единственным
атрибутом художника оказывается туесок с кистями, и фигура на нейтральном фоне
выглядит монументальным символом бескомпромиссного творческого служения.
Ельшевская Г. В.
Литература.
1. Михайлов А. И. "М. В. Нестеров: Жизнь и творчество". М., 1958.
2. Дурылин С. "Нестеров в жизни и творчестве". М., 1965.
3. Нестеров М. В. "Воспоминания". М., 1982.
4. Никонова И. "Михаил Васильевич Нестеров". М., 1984.
5. Нестеров М. В. "Письма". Л., 1988.