Родоначальник русской пейзажной живописи, первый профессор нового, пейзажного
класса в Академии художеств (АХ), Сёмен Фёдорович Щедрин выучил
несколько поколений художников. Отработанная им композиционная схема пейзажа
надолго стала образцовой. Его картины воспроизводились в гравюрах и
пользовались большим успехом. Пейзажно-видовые росписи и панно, написанные им
и его учениками, украшали и столичные дворцы, и помещичьи усадьбы.
Щедрин был сыном солдата лейб-гвардии Преображенского полка. В 1759 году
поступил в АХ, в 1765 году получил золотую медаль и уехал пенсионером за
границу - сначала в Париж, потом в Рим. В Париже он копировал и изучал чужие
произведения, много писал с натуры - вероятно, под влиянием просветительской
идеи искать красоту не только в классических образцах, но и в окружающей
действительности. В Риме Щедрин попал в обстановку нарождающегося классицизма,
для которого реальная жизнь нуждалась в значительных "поправках" античностью.
Здесь Щедрин задержался сверх срока своего пенсионерства на четыре года.
Вернувшись в Петербург в 1776 году, он стал руководить классом ландшафтной
живописи в АХ и, кроме того, при "Кабинете Её Величества" Екатерины II писал
виды пригородных дворцов и парков. С 1780-х годов Щедрин занимался еще и
реставрацией картин в Эрмитаже, а в 1799 году возглавил еще и новый,
гравировально-ландшафтный класс в АХ.
Расцвет его творчества приходился на 1790-е годы. Среди его работ наиболее
известны серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды
Каменного острова и декоративные панно для Михайловского дворца в Петербурге.
Щедрин запечатлел конкретные виды архитектурных сооружений, но главную роль
отводил не им, а окружающей природе, с которой человек и его творения
оказываются в гармоническом слиянии. Композиция строится в соответствии с
правилами академического классицизма: "кулисы"-деревья - на первом плане (в
коричневатых тонах); архитектура среди природы - на втором, центральном (в
зеленых тонах); дали, обычно неглубокие, - на третьем (в голубых тонах). Кроны
деревьев изображаются в условно-декоративной манере. Виды уютны, уравновешенны,
в них есть прелесть открытия нового чувства природы, цельность восприятия,
мягкий лиризм. Однако в сравнении с лучшими западноевропейскими мастерами
пейзажа того времени Щедрин выглядит еще робким школяром. Постепенно положение
будет меняться, но уже в творчестве его учеников и преемников.
Загородникова Е. В.