Гаврила Иванович Скородумов (1755-1792) пользовался известностью у
современников как виртуозный гравер и мастер миниатюрных портретов. С его
именем связано появление в России цветной гравюры, выполненной в сложной
технике пунктиром, которая, правда, в дальнейшем не имела широкого
распространения.
Скородумов происходил из семьи потомственных художников. Профессиональное
образование он получил в Петербургской АХ, куда был определен своим отцом в
1764 году. Искусству гравирования обучался под руководством Н. Я. Колпакова и
Г. Ф. Сребреницкого.
Ко времени выпуска из АХ Скородумов блестяще освоил технику резцовой гравюры
на меди, о чем свидетельствуют его гравюры "Каин" (1771) с картины
А. П. Лосенко и "Лот с дочерьми" (1772) с
картины Л.-Ж.-Ф. Лагрене. Удостоенный за свои труды большой золотой медали,
которая давала право на пенсионерскую поездку, Скородумов уезжает в Англию.
Нетрадиционное местопребывание пенсионеров, каким в ту пору являлась Англия,
было выбрано не случайно. В Лондоне жил Ф. Бартолоцци, знаменитый на всю
Европу мастер вошедшей в моду цветной гравюры пунктиром. Став его учеником,
Скородумов быстро освоил новую технику. В Лондоне он работает главным образом
с живописных оригиналов немецкой художницы А. Кауфман. Ее изящные, часто
вписанные в круг композиции из танцующих или грустящих женских фигур в
античных одеждах как нельзя лучше отвечали вкусам своего времени. Первым среди
русских граверов Скородумов начал печатать с них цветные оттиски, всякий раз
добиваясь удивительно гармоничного сочетания приглушенных пастельных тонов. В
период своего пребывания за границей художник выполнил около 20 точно
датированных гравюр пунктиром и большую резцовую гравюру "Сусанна и старцы" с
оригинала К. Ванлоо. Русский художник довольно скоро стал известен в Лондоне.
Торговцы гравюрами не обходили его заказами. Знатные соотечественники и
иностранцы нередко заглядывали в его мастерскую. Так поступила и
путешествовавшая тогда по Европе с детьми Е. Р. Дашкова. Ее портрет Скородумов
запечатлел в гравюре. Позднее он вошел в альбом, поднесенный Скородумовым в
1779 году Екатерине II. Альбом составляли более 30 великолепных оттисков
работы художника, отпечатанных в красновато-коричневых тонах.
Русская императрица, знавшая толк в искусстве и специально собиравшая гравюры,
не могла не оценить мастерства Скородумова. В 1782 году она предложила
художнику возвратиться на родину, с тем чтобы занять место "гравера кабинета"
и смотрителя гравюр при Эрмитаже с весьма значительным для тех лет денежным
вознаграждением - 1200 рублей в год. Скородумов согласился.
Однако столь удачно начавшиеся его отношения с императрицей в дальнейшем не
сложились. И хотя в 1785 году АХ избирает Скородумова академиком гравирования,
к преподаванию он привлечен не был и учеников не имел. Скородумов попал в
полную зависимость от своей покровительницы, что очень тяготило свободолюбивого
художника. Несмотря на это, он продолжал много работать: гравировал большой
лист "Смерть Потемкина" (по рисунку М. М. Иванова с картины Ф. Казановы),
задумал награвировать жанровую серию с видами Невы из 9 листов, писал портреты
маслом, акварелью, рисовал пастелью и пером. Особенно хороши миниатюрные
изображения В. И. Майкова, А. И. Мусина-Пушкина и др. - строгие, выразительные,
глубокие по характеристикам. Настоящими шедеврами могут считаться "Портрет отца"
(И. Скородумова) и два автопортрета. Один из них - интимный,
обостренно-психологический, рисованный пером; другой - репрезентативный, в рост,
выполненный в сложной технике - акварелью, подцвеченной белилами и гуашью,
тронутый тушью. Они словно показывают двух разных Скородумовых: бесстрастного
и любезного, каким художник являлся на людях, и желчного, глубоко страдающего,
каким он ощущал себя в действительности. В России его дарование не было оценено
по достоинству. Талант художника медленно угасал в забвении и нищете. Умер он
от холеры.
Петинова Е. Ф.
Литература.
1. Некрасова Е. А. "Гаврила Иванович Скородумов". М., 1954.