Сын военно-морского врача, потомок древнего рода,
Иван Яковлевич Билибин предполагал стать юристом и закончил полный курс
юридического факультета Петербургского университета (1896-1900). Но одновременно
занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников, в мастерской
А. Ашбэ в Мюнхене, в школе М. К. Тенишевой у
Ильи Ефимовича Репина. Уже исполнив первые
работы для журнала (1899) и став в следующем году членом объединения
"Мир искусства", он продолжал учебу вольнослушателем в мастерской И. Е. Репина
в Академии художеств (АХ). Известность Билибину принесли иллюстрации к русским
народным сказкам, издававшимся для детей: "Царевна-лягушка" (1901),
"Василиса Прекрасная" (1902), "Марья Моревна" (1903). За ними последовали
иллюстрации к другим сказкам, былинам, а также к сказкам А. С. Пушкина, среди
которых выделялись иллюстрации к "Вольге" (1904) и к "Сказке о золотом петушке"
(1910). Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество, серьезно
для того подготовившись: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом
изучал русское народное и декоративное искусство.
Билибин рано выработал свой графический стиль, основанный на тщательно
прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью.
Стиль этот получил название "билибинский", сделался популярным и породил немало
подражаний. Сам художник перенес его из иллюстраций к сказкам в журнальную и
промышленную графику (открытки, рекламные плакаты, календари и пр.), а также в
политическую карикатуру, которой занимался в годы первой русской революции.
Его же он использовал и в своих театральных работах, тем более что Билибину
предпочитали заказывать декорации к спектаклям на темы русских сказок или
русской старины. Правда, первой его работой в театре были декорации к
средневековому мираклю "Действо о Теофиле" (1907). Затем он оформил оперные
спектакли "Золотой петушок" (1909) и
"Садко" (1914)
Николая Андреевича Римского-Корсакова,
"Руслан и Людмила"
Михаила Ивановича Глинки
(1913) и стал признанным театральным художником.
В разгар революционных событий, осенью 1917 года, Билибин уехал из Петрограда в
Крым, где владел участком земли, а в начале 1920 года ему удалось добраться до
Египта. Он жил сначала в Каире, потом в Александрии - оформлял балетные
спектакли для труппы Анны Павловой, делал эскизы росписей для православного
храма. В 1925 году переехал в Париж, где интенсивно работал - оформил 10
спектаклей, среди которых наибольшую известность приобрели оперы
"Сказка о царе Салтане" (1929) и "Сказание о граде Китеже и деве Февронии"
(1934) Н. А. Римского-Корсакова,
"Князь Игорь"
А. П. Бородина,
"Борис Годунов"
М. П. Мусоргского (обе 1930), а также
иллюстрировал народные сказки, в том числе и французские. В 1936 году Билибин
вернулся на родину и был хорошо принят. Он получил место профессора графической
мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры (ИЖСА) в Ленинграде, в
1939 году стал доктором искусствоведения. Тогда же художник оформил спектакли
"Сказка о царе Салтане" (1937) и "Полководец Суворов" (1939), выполнил
иллюстрации к роману А. Н. Толстого "Петр I" (1937) и к
"Песне про купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова (1939). В первую же блокадную
зиму в Ленинграде Билибин умер от голода.
Кузнецов Э. Д.
Литература.
1. "Иван Яковлевич Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике". Л., 1970.
2. Голынец Г. В., Голынец С. В. "Иван Яковлевич Билибин". М., 1972.
3. "Иван Билибин: Альбом". Л., 1988.