Доменико Скарлатти (26.10.1685 - 23.7.1757) - итальянский композитор и
клавесинист. Сын и ученик
Алессандро Скарлатти. Уже с 16 лет состоял
органистом и композитором Королевской капеллы в Неаполе. В 1703 году здесь же
были поставлены первые его оперы. В 1705 году отец Скарлатти послал его в
Венецию обучаться у Ф. Гаспарини. Вскоре Скарлатти стал выдающимся
клавесинистом. В 1709 году был в Риме, где подружился с Генделем, который
помогал ему совершенствоваться в игре на органе; в свою очередь Скарлатти
давал Генделю указания по игре на клавесине. В 1709-1714 годах придворный
музыкант польской королевы, жившей в те годы в Риме; для ее театра Скарлатти
написал 7 опер и ораторию. С 1714 года регент капеллы святого Петра в Риме. С
1719 или 1720 года после кратковременного пребывания в Лондоне возглавлял
Королевскую капеллу в Лисабоне и одновременно давал уроки музыки португальской
принцессе; для нее Скарлатти написал свои известные первые сонаты, названные
автором "экзерсисы для клавесина" (опубликованы в 1738 году). С 1729 года
служил придворным музыкантом в Севилье и затем в Мадриде. Скарлатти сыграл
значительную роль в развитии испанской инструментальной музыки; виднейшие
испанские композиторы того времени были его учениками и в их числе А. Солер.
Хотя Скарлатти писал также оперы, кантаты, церковные произведения, в историю
музыки он вошел как автор сонат для клавесина, до наших дней занимающих
почетное место в репертуаре пианистов. Мало обращаясь к контрапунктическим
формам, Скарлатти создавал мелодичные, полные блеска, темперамента
виртуозные одночастные сонаты, вернее, токкаты в форме сонатного аллегро,
напоминающие по жизнерадостности итальянскую буффонаду. Во многих сонатах
Скарлатти проходят танцевальные темы. Скарлатти справедливо считается
основоположником современной фортепьянной техники; он первым начал широко
применять перемену пальцев при повторении нот, скрещивание рук, скачки более
чем на октаву и другие технические приемы, явившиеся новыми для того времени.
Сонаты Скарлатти оказали влияние на формирование фортепьянного стиля Ф. Э Баха
и Й. Гайдна. Полное собрание пьес для клавесина Скарлатти издано в 11 томах
под редакцией А. Лонго (Милан, 1906).
М. Ю. Миркин.