С конца 1870-х годов искусство и сама личность
Василия Дмитриевича Поленова были окружены не просто славой, но
прямо-таки восторженным поклонением художественной молодежи. Краски его картин
казались современникам сверкающими и чарующими, воспринимались как живописное
откровение. Сейчас эти восторги трудно разделить полностью, но так было...
Поленов родился в интеллигентной и родовитой дворянской семье. Отец - крупный
чиновник и вместе с тем историк-археолог. Мать любительски занималась живописью.
Сын унаследовал оба таланта - научный и художественный. В родительском имении
Имоченцы на берегу реки Оять в Олонецкой губернии встретился юный Поленов с
прекрасной русской природой. А в 1858 году он впервые увидел
"Явление Христа народу" А. А. Иванова. Как выяснится позже, эти две встречи
окажутся важнейшими в судьбе Поленова-художника.
Поленов был разносторонне одаренным и широко образованным человеком. Учился
параллельно в Петербургском университете и Академии художеств (АХ). В 1871 году
он получает диплом юриста и, одновременно с
И. Е. Репиным, большую золотую
медаль за конкурсную картину "Воскрешение дочери Иаира". Однако прошло еще
несколько лет, прежде чем Поленов действительно обрел себя как художник. Он
едет в Германию, Италию, Францию (в качестве пенсионера АХ), пишет исторические
и жанровые картины, портреты. Но все более его влечет к себе пейзаж, живопись
на открытом воздухе - пленэр, чистые краски. Он изучает работы замечательных
французских пейзажистов, прежде всего "барбизонцев". Учится непосредственно, а
не через академические схемы видеть и понимать природу, постигать ее великую
гармонию.
В 1876 году Поленов возвращается в Россию. В 1878 году на XII выставке
Товарищества передвижных хозяйственных выставок (ТПХВ) появляется ныне
знаменитый "Московский дворик". В этой наполненной солнцем картине художнику
удалось соединить непосредственность и свежесть пленэрного восприятия со столь
характерным для русской пейзажной традиции целостным и одновременно
интимно-теплым ощущением мира.
"Московский дворик" - действительно целый мир, в котором каждая деталь
выглядит бесконечно значимой и родной. В котором "сходятся" барская усадьба и
жилища бедняков. Который начинается фигурой ребенка на переднем плане и словно
врастает в бездонное небо сверкающими в солнечных лучах маковками церкви.
Человеческий мир здесь - часть безбрежно-гармоничного мира природы.
Последующие работы Поленова - "Бабушкин сад" (1878), "Заросший пруд" (1879),
этюды 1881-1882 годов, выполненные во время поездки в Грецию и на Ближний
Восток, - упрочили за ним славу одного из лучших русских пейзажистов. Он, в
сознании современников, первым в таком объеме ввел в русскую живопись
"европейское влияние" (А. М. Васнецов), то есть принципы пленэрной живописи:
чистые и более открытые краски, цветные тени, свободный мазок.
В 1882-1894 годах Поленов ведет пейзажный класс Московского училища живописи,
ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Его учениками были
И. И. Левитан,
К. А. Коровин, А. Е. Архипов,
А. Я. Головин и другие известные впоследствии мастера.
Во многих поздних пейзажах художника настойчиво повторяется мотив реки,
неторопливо текущей вдаль среди бескрайнего пространства русской равнины
("Ранний снег", 1891; "Золотая осень", 1893, и др.). Это - Родина. Такой
Поленов помнил ее с детства.
Пейзажи - лучшее в его наследии. Но сам художник мечтает пойти дальше. Он
лелеет грандиозный замысел - хочет продолжить дело А. А. Иванова: "Создать
Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь
среди народа". Иванову не удалось поехать в Палестину. Поленов дважды побывал
там. Он изучает пейзаж, архитектуру, людские типы. В 1888 году художник
заканчивает самую крупную свою картину - "Христос и грешница". Вслед за ней
появляются "На Генисаретском (Тивериадском) озере" (1888), "Мечты (На горе)"
(1890-1900-е) и еще десятки работ серии "Из жизни Христа" (1899-1909). В своем
интересе к личности Христа Поленов не одинок среди русских художников конца
XIX века, но, пожалуй, наиболее последователен. Он стремится изобразить Иисуса
нравственно совершенным и в этом смысле идеальным, но живым человеком в
конкретной исторической обстановке среди реального пейзажа.
Помимо Евангелия, художника вдохновляла знаменитая книга Э. Ренана
"Жизнь Иисуса". Поленов пытался освободить изображение евангельского предания
от складывающихся веками штампов и представить: а как же было на самом деле?
Тут уж в нем говорил Поленов-ученый. Опираясь на его знания, Поленов-художник
словно грезил наяву... Но, при всем таланте, он не обладал гением Иванова.
"Библейские эскизы" последнего воспринимаются как дарованное художнику
индивидуальное духовное откровение, а евангельские сюжеты Поленова - как
талантливая, искренняя и живая по чувству, но - реконструкция. Этому
впечатлению способствуют и сами используемые художником принципы пленэрной
живописи, которые возникли в свое время для передачи зрительного восприятия
живого и вечно изменчивого мира.
Эта двойственность присутствует и в знаменитой картине "Христос и грешница"
(авторское название "Кто из вас без греха?" цензура заменила на
"Христос и блудная жена"). Поленов стремился показать Христа как гуманиста,
противостоящего изуверскому догматизму фанатиков (по закону, уличенных в
измене жен побивали камнями). Вдохновляла его и благородная идея защиты
достоинства и равноправия женщины. Изображение Христа в исторической реальной
одежде и обстановке было новаторским. Удивляла современников и яркость красок.
Но Поленов использовал новые живописные принципы в целом академической по
характеру композиции и потому не сумел добиться необходимой убедительности.
Задний план картины напоминает театральную декорацию. И это не случайно.
Поленов много работал в театре и был одним из зачинателей реформы
театрально-декорационного искусства, которая дала столь блестящие результаты в
начале XX века. Он, вообще, считал, что театральное действо должно прийти на
смену церковному. В Москве на его средства был построен Дом театрального
просвещения (1915).
Общественная активность Поленова проявилась и в его протесте (совместно с
В. А. Серовым) после событий
9 января 1905 года.
В своей усадьбе Борок на берегу Оки, где написаны многие пейзажи мастера, он
собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там
Музей-усадьба В. Д. Поленова.
Дзяк А. В.
Литература.
1. Сахарова Е. "Василий Дмитриевич Поленов: Письма, дневники, воспоминания".
М., Л., 1950.
2. Юрова Т. В. "Василий Дмитриевич Поленов". М., 1961
3. "В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова. Хроника семьи художника". М., 1964.
4. "Василий Дмитриевич Поленов. 1844-1927. Альбом". М., 1972.
5. Пастон Э. В. "Василий Дмитриевич Поленов". Спб., 1991.