В пародийно-игровом автопортрете (1913) Аристарх Васильевич Лентулов
(1882-1943) изобразил себя балаганным богатырем, что в
главном соответствовало его характеру и жизненной роли.
Будучи одним из инициаторов объединения
"Бубновый валет" (1910), он представлял в нем самый "наивный" и "национальный"
фланг. И одновременно был наиболее последовательным кубофутуристом.
Лентулов отличался "левизной" еще в пору ученичества в студии Д. Н. Кардовского
(до этого он учился в Пензенском и Киевском художественных училищах; 1898-1905)
- уже тогда он выставлял работы на авангардных выставках "Стефанос" (1907) и
"Венок" (1908). Позже, в "бубнововалетский" период, "левая" направленность
обрела системные очертания: в Париже (1911), работая в студии А. Ле Фоконье,
художник познакомился с теоретиками кубизма А. Глезом и Ж. Метсенже, и
декларируемый ими метод легко наложился на его природное пристрастие к открытым,
чуть лубочным цветам, к большому формату холстов и вообще к живописному "шуму".
Его картины этих лет составлены из динамически сталкивающихся, звучно
окрашенных плоскостей - пространство тяготеет к плоскости, а плоскость
декорируется узорами и украшается аппликативными наклейками; город в московских
пейзажах ("Василий Блаженный", 1913; "Звон", 1915; "У Иверской", "Москва", оба
1916) выглядит нерукотворно-цветущим "архитектурным чудом".
С начала 1920-х годов Лентулов переходит от огромных картин-панно к
произведениям менее масштабным и более натурным. Став председателем Общества
московских художников (объединившего в 1928 году большинство "валетов"), он
переходит к тональной живописи, слегка сохраняющей оттенки былой
форсированности цвета; создает пейзажи, портреты, натюрморты, пронизанные
ощущением полноты бытия ("Закат на Волге", 1928; "Солнце над крышами. Восход",
1928; "Овощи", 1933, и др.). Его творческая активность реализуется главным
образом в работе в театре, вообще соответствовавшей бравурно-оптимистическому
складу характера художника. Особенно продуктивным было его соавторство с
режиссерами А. Я. Таировым, Ф. Ф. Комиссаржевским и В. И. Немировичем-Данченко.
Наиболее известно из его театральных работ оформление спектакля
"Испанский священник" (1934, пьеса Ф. Бомонта и Дж. Флетчера) на сцене
МХАТа 2-го.
Занимался Лентулов и педагогической деятельностью - преподавал во Вхутемасе
(с 1919 года), в Московском художественном институте (1937-43).
Ельшевская Г. В.
Литература.
1. Лентулова М. "Художник Аристарх Лентулов". М., 1969.
2. Мурина Е. Б., Джафарова С. Г. "Аристарх Лентулов. Путь Художника". М., 1990.