Георг Филипп Телеман (14.3.1681 - 25.6.1767) - немецкий композитор.
Музыкальное дарование Телемана проявилось очень рано, уже 12 лет он написал
оперу в стиле Люлли.
С 1704 года органист в Лейпциге; здесь же основал
студенческий музыкальный кружок, завоевавший широкую известность и далеко за
пределами города. Важное значение для творчества Телемана имели его посещения
Кракова, где он познакомился с польской народной музыкой. Ритмика польских
танцев и песен дает себя чувствовать во многих инструментальных сочинениях
Телемана. С 1708 года Телеман - придворный музыкант в Эйзенахе, где встречался
с И. С. Бахом; с 1712 года руководил церковной капеллой во Франкфурте. С 1721
года дирижер Гамбургского оперного театра. Телеман сыграл видную роль в
развитии немецкой оперы. Важной чертой его оперного творчества является
стремление к музыкальной характеристике персонажей инструментальными средствами.
В этом смысле Телеман являлся непосредственным предшественником
Глюка и Моцарта. За свою более чем
70-летнюю творческую деятельность Телеман создал произведения во всех известных
в то время музыкальных жанрах и в различных стилях, существовавшей в 18 веке
музыки. Одним из первых он отходит от стиля так называемого "немецкого барокко"
и начинает сочинять в "галантном стиле", подготавливая почву для возникающего
нового направления музыкального искусства, которое приведет к классическому
стилю венской школы. Большое внимание уделял Телеман и программной музыке
(увертюры "Музыка на воде", "Дон-Кихот" и др.). По мнению Ф. Э. Баха, Телеман
даже несколько преувеличивал ее значение.
М. Ю. Миркин.
Литература.
1. Роллан Р. "Музыкальное путешествие в страну прошлого". Собрание сочинений,
т. 17, гл. V, Л., 1935.