Сын живописца, Александр Андреевич Иванов (1806-1858)
первые профессиональные уроки
получил от отца, потом обучался в Академии художеств (АХ) (1817-1828). Как
вольноприходящий ученик, он, несмотря на успехи, не мог претендовать на
заграничное пенсионерство, но такую возможность ему предоставило
Общество поощрения художников (ОПХ).
С 1831 года Иванов поселился в Риме. В отличие от большинства русских
художников, живших там, он не вел профессионально замкнутой жизни:
путешествовал по Италии, изучая памятники искусства, очень много читал,
общался с мыслящими людьми в поисках выхода своим раздумьям о смысле жизни и
искусстве.
В течение нескольких лет он исполнил две картины. В первой из них,
"Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением" (1831-1833), он
воплотил идею гармонии божественного и человеческого в идиллическом мире
природы. Во второй, "Явление Христа Марии Магдалине после воскресения"
(1834-1836), использовал евангельский сюжет для ощутимого противопоставления
чувственного и духовного. Эта картина была послана в Петербург в качестве
пенсионерского отчета и была там встречена одобрительно. Оценив безупречное
следование художника нормам академизма, АХ присвоила ее автору звание академика.
Иванов мог бы рассчитывать на преподавание в АХ, но он не спешил возвращаться,
захваченный новой картиной - "Явление Христа народу".
Первая мысль о ее сюжете возникла еще в 1833 году: он задумал изобразить
появление Иисуса Христа в тот момент, когда Иоанн Креститель совершал обряд
крещения в реке Иордан. Постепенно художник стал проникаться сознанием
значительности этого поворотного события в истории человечества, и замысел его
начал приобретать черты грандиозности. В картине он хотел соединить все:
духовную идею с чувственным восприятием, религию - с точным знанием, старую
живописную традицию - с новыми достижениями, христианскую мифологию - с
мифологией античной. В 1835 году он начал писать картину на довольно большом
холсте (172х147 см) и уже был близок к ее завершению, но в 1837 году взял
другой холст, в семь раз больше, и приступил к работе на нем. Прежний вариант
он использовал как рабочий эскиз, при этом дотошно переносил в него все то
новое, что возникало на большом холсте.
Картина поглотила художника целиком. Неожиданным и не вполне объяснимым
исключением стали несколько прекрасных акварельных композиций из современной
итальянской жизни, которые он создал в 1839-1842 годах, оставаясь при этом
принципиальным противником бытового жанра. Скорее всего тут сказалась его
пылкая любовь к Италии, а еще, может быть, общение с великим реалистом
Н. В. Гоголем, - общение настолько тесное, что Иванов написал в двух вариантах
портрет писателя (1841) и, кроме того, придал его черты одному из персонажей
своей картины.
Работа над картиной затянулась, и Иванов слал письма в ОПХ, прося отсрочки и
заверяя в том, что скоро завершит работу. Когда же пенсионерство все-таки
закончилось, он жил на пособия, которые ему удавалось выхлопотать (а то и
просто выклянчить) у разных учреждений или меценатов. Жил он в крайней
бедности, экономя на каждой мелочи, порой утоляя голод куском хлеба, а
жажду - водой из уличного фонтана; добываемые деньги уходили на содержание
громадной мастерской, покупку художественных материалов и оплату натурщиков.
Стремясь к максимальной жизненной убедительности, Иванов много сил и времени
отдавал исполнению натурных этюдов, отыскивая и уточняя в них лица и фигуры
персонажей и окружающий пейзаж, вплоть до самых, казалось бы, незначительных
деталей, вроде камней у реки. Писанием этюдов он продолжал заниматься и в
1840-х, и в 1850-х годах, явно теряя чувство меры, заботясь уже не столько о
картине, сколько о решении возникающих перед ним живописных задач. В пленэрных
этюдах, наблюдая и запечатлевая оттенки взаимодействия предмета со
световоздушной средой, он предвосхитил некоторые открытия импрессионистов,
совершенные ими уже в последующее десятилетие. Таков был, в первую очередь,
его цикл замечательных работ с изображением обнаженных мальчиков на фоне
природы. Из этюдов выросла серия превосходных итальянских пейзажей, среди
которых особое впечатление производят "Ветка",
"Аппиева дорога при закате солнца" и
"Дерево в тени над водой близ Кастель-Гандольфо"
(все конца 1840-х - начала 1850-х).
Ценность подготовительных этюдов давно перевесила ценность самой картины
"Явление Христа народу". Ее, находящуюся в Государственной Третьяковской
галерее (ГТГ), равно как и ее малый вариант, хранящийся в Государственном
Русском музее (ГРМ), нельзя назвать полной удачей: она внушает безмерное
уважение, но не трогает. Художник сам, очевидно, понял это, потому что
прикасался к ней все реже и, скорее, по инерции или по обязанности, а в
1850-х годах почти забросил ее, захваченный новым замыслом - еще более
грандиозным и уже откровенно несбыточным. Вечный фантазер, идеалист, утопист и
мечтатель, обуреваемый желанием духовно обогатить человечество, он задумал
гигантскую серию росписей. Они, по его замыслу, должны были располагаться по
строго продуманному плану на стенах специально сооруженного здания, вроде храма,
и давать зрителям современное истолкование Библии, являя собою новую,
высочайшую ступень развития искусства. Увлеченный идеей, художник создал
громадное количество работ - быстрых набросков, подготовительных рисунков,
схем размещения росписей. Центральное место среди них принадлежит так
называемым Библейским эскизам. Эти акварельные композиции (более 200) долгое
время после смерти художника оставались никому не ведомыми и произвели
сенсацию, когда неожиданно были открыты. Мощь таланта и масштабы мышления
Иванова проявились в них в полной мере. Создаваемые в порыве нескончаемого
вдохновения, с удивительной, едва ли не импровизационной легкостью, они
отличаются размахом и богатством воображения и той подлинной монументальностью,
которой к середине XIX века европейское искусство давно уже не владело.
Пребывание Иванова в Италии не могло быть бесконечным. Собираясь на родину, он
предполагал получить за свою картину сколько-нибудь серьезную сумму, совершить
на нее путешествие на Восток, а по возвращении осесть в Москве, с которой он,
в отличие от нелюбимого им Петербурга, связывал большие надежды. Ничему не
суждено было осуществиться. В мае 1858 года он вернулся, картина
"Явление Христа народу" была показана сначала в Зимнем дворце, потом в АХ и не
произвела сильного впечатления, а сам художник вскоре умер от холеры.
Кузнецов Э. Д.
Литература.
1. Алпатов М. В. "Александр Иванов". М., 1959.
2. Алленов М. А. "А. Иванов". М., 1980.
3. "Александр Андреевич Иванов: Альбом". М., 1983.