В плеяде "первых лиц" русского авангарда место
Лазаря Михайловича Лисицкого по-своему уникально. Он не был открывателем
и проповедником системы (таким, как
Казимир Малевич или Владимир Татлин), но
являлся, скорее, популяризатором языка; это уберегло художника от схоластики и
фанатизма, зато обеспечило его творчеству необычайную прикладную широту. С
именем Лисицкого в наибольшей мере связано распространение новой эстетики в
качестве "стиля времени"; как никто другой он способствовал ее международному
признанию, активно участвуя в интернациональных проектах.
Детство Лисицкого прошло в провинциальном Витебске, однако с самых первых
творческих шагов он утвердил себя как европеец (впрочем, уже его отец знал два
языка и для себя переводил Г. Гейне и У. Шекспира): получил диплом
инженера-архитектора в Высшей политехнической школе в Дармштадте в Германии
(1909-1914), в Париже общался с художественной богемой, изучал старое искусство
в путешествии по Италии. Возвращение в Россию стало в какой-то мере
"припадением к корням": Лисицкий сближается с московским Кружком еврейской
национальной эстетики и киевской "Культурлигой", оформляет несколько книг на
еврейском языке ("Пражская легенда", М. Бродерзон, 1917; "Козочка", 1919;
"Украинские народные сказки", 1922, и др.), соединяя в них традиции рукописных
свитков с приемами "мирискуснической" графики. Но "национальный" этап
продлился недолго - само революционное время активизировало космополитизм и
жажду всеобщего языка искусства. В период преподавания архитектуры и печатного
дела в Народной художественной школе в Витебске (1919-1920) Лисицкий приходит
к беспредметному творчеству.
В Витебск его пригласил Марк Шагал, но "левый поворот" случился под влиянием
Малевича, вытеснившего Шагала со сцены и превратившего тихий город в
"супрематическую столицу". Лисицкий стал членом основанного Малевичем общества
"УНОВИС" ("Утвердители нового искусства"); формообразующие принципы
супрематизма не только адаптировались им в массовых жанрах (плакат
"Клином красным бей белых", 1920; книжка
"Супрематический сказ про два квадрата", 1922), но и по-своему развивались в
"проунах" ("проекты утверждения нового", 1919-1924). Являясь пространственными
моделями утопической архитектуры, "проуны" позволяли перевести супрематическую
геометрию из плоскости в объем, в масштаб реальной городской среды - они же
послужили основой неосуществленных архитектурных замыслов Лисицкого
(горизонтального небоскреба, дома-коммуны, яхт-клуба). Другой формой разработки
супрематических законов стали "фигурины" (сценографические эскизы) к
неосуществленной постановке оперы "Победа над солнцем" (1920-1921), задуманной
художником как "электромеханическое шоу". Машинерия, изобретательская практика
вообще занимали Лисицкого (одно из лучших его изобретений - проект передвижной
ораторской трибуны 1924 год).
Природа таланта не позволяла Лисицкому заниматься отвлеченной, последовательно
языковой абстракцией. Поэтому позднее он сблизится с производственниками и
конструктивистами, в 1925 году вступит в Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА)
и станет преподавать во Вхутемасе дисциплину "Проектирование мебели"; его
дизайнерский дар проявится в оформлении советских павильонов на международных
выставках ("Пресса" в Кёльне, 1924; "Фильм и фото" в Штутгарте, 1929; выставка
гигиены в Дрездене и выставка пушнины в Лейпциге, 1930). Но это случится уже
после того, как художник переживет свой самый деятельный период: будучи
командирован в Берлин в 1921 году, до 1925-го он практически исполнял в Европе
роль эмиссара нового советского искусства.
Пропагандируя советский авангард в стилевом единстве составляющих его концепций
(супрематизм, конструктивизм, рационализм), Лисицкий встраивал его в западный
контекст. Совместно с И. Г. Эренбургом он основал журнал "Вещь" (1922), с
М. Штамом и Г. Шмидтом - журнал "АВС" (1925), с Г. Арпом издал книгу-монтаж
"Кунстизм" (Цюрих, 1925), установил связи с журналом Ле Корбюзье "Эспри нуво"
("Esprit nouveau"). Он стал членом голландского архитектурного объединения
"Стиль", участвовал в конкурсах и выставках. При этом продолжал много работать
в рекламной и книжной графике (в Берлине в 1923 году вышла, наверное, лучшая
его книга - "Для голоса" В. В. Маяковского), в фотографии и плакате.
После столь активной деятельности последующий московский период буквально
зияет неосуществленными архитектурными проектами - время радикального искусства
кончалось. В 1930-е годы Лисицкий оформляет журнал "СССР на стройке"
(1932-1940), альбомы "15 лет СССР", "15 лет РККА" и др. Из перечисленных им в
анкете своих профессий - "инженер-архитектор, живописец, фотописец, печатник" -
отчасти востребованными остаются две последние, и лишь в них падение уровня не
выглядит слишком удручающим.
Ельшевская Г. В.
Литература.
1. "Л. М. Лисицкий. Каталог выставки. К столетию со дня рождения". М., 1990.
2. Немировский Е. "Эль Лисицкий". Книжное обозрение, 1996, № 50, с. 9.