Николай Михайлович Языков (1803-1847) - российский поэт. Сын богатых
поместных дворян, учился сначала в Горном кадетском корпусе, затем в Институте
инженеров путей сообщения. Бросив учебу, уехал в Дерпт, где поступил на
философский факультет университета. Семь лет, проведенных в стенах университета
(1822-1829), - время нравственного и поэтического самоопределения одного из
значительных поэтов пушкинской поры. Общественная оппозиционность Языкова,
сформировавшаяся в годы учебы, сблизила его с декабристами, несмотря на то,
что он не имел определенных и четко выраженных политических убеждений. Его
оппозиционность носила скорее эмоциональный характер и выражала протест против
всех видов произвола. Поэтому основной пафос поэзии Языкова - это "стремление к
душевному простору" (И. В. Киреевский). Поэтическое дарование у него по
преимуществу лирическое, хотя им были написаны и поэмы ("Сержант Сурмин", 1829;
"Липы", 1846), и драматические произведения ("Жар-птица", 1836-1838), и сказки
("Сказка о пастухе и диком вепре", 1835).
Лирический пафос поэзии Языкова нашел выражение в циклах 1823 и 1829 годов, в
элегиях и посланиях этого периода складывается особый тип романтического
поэтического мышления, воспринявшего романтизм как свободу личных чувств и
свободу от правил классицизма. Ему не чужды гражданские идеи, но главное для
лирического героя Языкова - обретение свободы духа, ощущение полной
раскованности. Языков поэтизировал дружескую пирушку, буршество, застольное
веселье и наряду с этим прославлял вдохновение и высоукую роль поэзии
("Песни").
Языков обращался и к теме героического прошлого. Тема барда-воина, столь
распространенная в поэзии 1820-х годов, наиболее ярко представлена стихами
Языкова ("Песнь барда во время владычества татар в России", 1823; "Баян к
русскому воину", 1823; две "Песни баяна", 1823). Запечатленные в стихах картины
рабства должны были напомнить читателю о самодержавной тирании современности,
побудить к подвигу во имя свободы. Разрабатывая историческую тематику, Языков
создает особый жанр высокой поэзии, развивающий традиции классической оды, но
свободный от ее риторичности и дидактизма. Одним из первых в русской поэзии он
свободно пользуется аллитерациями, обнажает этимологию слова, прибегает к смене
ритмов и интонаций. Им вводится в обращение период, смысловым и структурным
центром которого становится эмоция.
Языков внес свой вклад в разрушение традиционного классического жанра элегии,
вводя в нее "вакхические" мотивы; язык элегии вбирает в себя и устаревшие
обороты и одическую лексику; поражает интонационное разнообразие ее стиха:
элегия у Языкова - то грустная, то торжественная, то ироническая. Связанный с
поэзией декабризма, Языков испытал и "кризис 1823 года". Его политические элегии
("Элегия", 1824) окрашены пессимистическими настроениями, в них звучит мотив
"спящей России", безмолвной и покорной самовластью ("Свободы гордой
вдохновенье!", "Еще молчит гроза народа..."). Стихотворение "Пловец"
("Нелюдимо наше море..."), созданное в 1829 году, исполнено гражданского пафоса.
Сблизившись в конце 1820-х годов с будущими славянофилами И. В. и П. В.
Киреевскими, Языков от вольнолюбия и тираноборчества дерптских стихов переходит
к покаянию, осуждая свое свободолюбивое прошлое ("Ау!", 1831;
"К ненашим", 1844). Программным для позднего Языкова стало стихотворение
"Землетрясение" (1844), в котором утверждалось, что миссия поэта -
религиозно-мистическая: приносить "дрожащим людям молитвы с горней вершины".
Многие стихи и песни Языкова ("Нелюдимо наше море",
"Из страны, страны далекой") положены на музыку
А. С. Даргомыжским, К. П. Вильбоа и
другими русскими композиторами.
Литература.
Марина Уртминцева. "Словарь русской литературы", 1997.