Артур Хейли (р. 5 апреля 1920, Лутон, Англия) - прозаик. Будучи по
рождению англичанином, а с 1952 года - гражданином Канады, имеет достаточно
веские основания считаться американским писателем, поскольку все его крупные
произведения написаны на американском материале и впервые опубликованы в США.
Не получив законченного образования, Хейли служил в годы войны в резерве
английских ВВС, а затем перебрался в Северную Америку, где занялся журналисткой
деятельностью. Дебютировав как телевизионный сценарист и автор ряда пьес, он с
конца 1950-х годов переходит к сочинению остросюжетных романов, пользующихся
популярностью во многих странах мира. Наиболее удавшиеся книги Хейли отличает
от трафаретных боевиков стремление к многоплановости изображения, попытка
сочетать занимательность с обсуждением социальных вопросов, чаще всего не
связанных со сколько-нибудь серьезной критикой буржуазной реальности. В
"Окончательном диагнозе" ("The Final Diagnostics", 1959, рус. пер. 1973) и
"Сильном лекарстве" ("Strong Medicine", 1984) такой проблемой являются
недостатки американского здравоохранения, "Отеле" ("Hotel", 1965, рус. пер.
1972) и "Колесах" ("Wheels", 1971, рус. пер. 1974) - расовая дискриминация, в
"Менялах" ("The Moneychangers", 1975) и "Перегрузке" ("Overload", 1979) -
проявление экономического и в особенности энергетического кризиса, в "Аэропорте"
("Airport", 1968, рус. пер. 1971) - противоречия технического прогресса и рост
преступности.
Балансируя на грани между "серьезной" и "массовой" литературой, романы Хейли
не претендуют на основательность психологического анализа и на глубокое
проникновение в суть воспроизводимых конфликтов. Многое в этих книгах вытекает
из практики журналистского репортажа и, с другой стороны, является откликом на
усилившийся с середины 1960-х годов интерес к документально-публицистическому
жанру. Беллетризация, опирающаяся на доскональное изучение объекта изображения,
- определяющая черта манеры прозаика. Точно рассчитав композицию очередного
романа, умело манипулируя сюжетными нитями, Хейли демонстрирует, как правило,
способности незаурядного, хотя и поверхностного, рассказчика.
С середины 1970-х годов, в тесной связи с общим усилением в США консервативных
настроений, произведения Хейли приобретают более выраженную, чем прежде,
консервативную идеологическую окраску, хотя, впрочем, уже роман
"В высоких сферах" ("In High Places", 1962) отчетливо свидетельствовал об
антипатии его автора к идеям социализма. С обращением в "Менялах" и "Перегрузке"
к коренным проблемам социально-экономической организации буржуазного общества
еще более наглядно выявились конформистские по своей сути воззрения писателя.
Мулярчик А.