Александр Яковлевич Головин (1863-1930), гимназистом почувствовавший
влечение к искусству, поступил в 1881 году в Московское училище живописи,
ваяния и зодчества (МУЖВЗ) - сначала на архитектурное отделение, потом на
живописное. Учился успешно, хотя попытки следовать новейшим тенденциям в
живописи не раз вызывали неодобрение части профессоров. После выпуска,
испытывая серьезные материальные затруднения, Головин был вынужден некоторое
время зарабатывать ремесленной росписью интерьеров. В поисках собственного пути
он многое перепробовал: занимался станковой живописью, декоративными
искусствами - проектировал мебель и утварь, делал майоликовые панно, участвовал,
вместе с К. А. Коровиным, своим другом, в
оформлении русского кустарного павильона на Всемирной выставке 1900 года в
Париже.
Решающим поворотом в его жизни стало приглашение в Большой театр. Первые же
работы - декорации к опере А. Н. Корещенко "Ледяной дом" (1900) и к опере
Н. А. Римского-Корсакова "Псковитянка"
(1901) - оказались удачными. В 1902 году он был приглашен в Петербург на
должность главного декоратора императорских театров. С тех пор его творчество
и лучшие достижения надолго связаны с двумя столичными театрами - Мариинским
(музыкальным) и Александрийским (драматическим). Одной из лучших работ,
заставивших говорить о Головине как о смелом новаторе, было оформление "Кармен"
(Мариинский театр, 1908), в котором он разрушил стереотипы восприятия известной
оперы Ж. Бизе.
Головин работал и для "Русских сезонов" в Париже: оформил "Бориса Годунова"
М. П. Мусоргского (1908) и "Жар-птицу"
И. Ф. Стравинского (1910) - спектакли, имевшие триумфальный успех.
В предреволюционное десятилетие Головин сотрудничал главным образом с
выдающимся режиссером-новатором XX века В. Э. Мейерхольдом, который нашел в нем
идеального соавтора в осуществлении принципа "чистой театральности". Начало их
сотрудничеству положил спектакль "У врат царства" К. Гамсуна
(Александрийский театр, 1908); затем были поставлены "Дон-Жуан"
Ж.-Б. Мольера (Александрийский театр, 1910) и опера "Орфей и Эвридика"
К. В. Глюка (Мариинский театр, 1911),
оформленные в духе так называемого традиционного театра, где стилизаторское
воскрешение старых сценических средств и приемов использовалось для решительного
обновления театральной эстетики. Их совместные работы в большинстве своем стали
событиями истории отечественного театра. В спектакле Александрийского театра
"Гроза" (1916) по пьесе А. Н. Островского,
трактованной не как бытовая, а как национально-романтическая драма,
действительность представала словно увиденной через восприятие возвышенной души
героини. В опере А. С. Даргомыжского
"Каменный гость" (Мариинский театр, 1917)
изображение Испании шло от романтизированных представлении об этой стране,
выраженных в подчеркнутой символике цвета и орнаментального декора. Венцом
творческого содружества Головина и Мейерхольда был спектакль по драме
М. Ю. Лермонтова "Маскарад", над которым они трудились в Александрийском театре
несколько лет. Его премьера, состоявшаяся 25 февраля 1917 года, прозвучала
мрачным реквиемом уходящей в прошлое России. Здесь чрезвычайно сложное и
торжественное оформление составляло органическую часть полуфантастического
театрального действия - роскошного и пугающего. "Маскарад" Головина завершил
целую эпоху русской сценографии, подготовив ее выход на новые рубежи в следующем
десятилетии.
После 1917 года Головин в театре был занят гораздо меньше, чем прежде,
фактически он оказался не у дел. В последний раз ему удалось блеснуть
превосходными декорациями в известном спектакле МХАТа
"Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1927) по пьесе П. Бомарше, но следующая
его работа, декорации к "Отелло" У. Шекспира, не нашла в том же театре
понимания - спектакль вышел уже после смерти художника в сильно искаженном
оформлении. Вынужденную бездеятельность Головин компенсировал тем, что
занимался журнальной и книжной графикой (в частности, он создал в 1922 году
превосходные иллюстрации к "Двойнику" Э.-Т.-А. Гофмана) и, более всего,
живописью.
Великий театральный художник, он был и незаурядным станковым живописцем,
написавшим много портретов, преимущественно людей из своего окружения. Большой
известностью пользуются его портреты
Ф. И. Шаляпина в ролях Мефистофеля (1905),
Олоферна (1908) и Бориса Годунова (1911), а также портрет В. Э. Мейерхольда
(1917). Головин был и автором прекрасных пейзажей и натюрмортов, исполненных в
его очень индивидуальном, с немалой долей декоративности, стиле.
Кузнецов Э. Д.
Литература.
1. "А. Я. Головин: Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине".
М., 1960.
2. Онуфриева С. "Александр Яковлевич Головин". Л., 1977.
3. Гофман И. "Головин-портретист". Л., 1981.
4. "Александр Головин: Альбом". М., 1981.
5. Пожарская М. "Александр Головин". М., 1991.