Фёдор Антонович Бруни - сын швейцарского итальянца,
"мастера живописного и скульптурного дела", который в 1807 году переехал с
семьей в Россию. В 1809 году Фёдор Бруни был принят в Воспитательное училище
при Академии художеств (АХ), затем учился в классе исторической живописи у
А. Е. Егорова и В. К. Шебуева; закончил АХ в 1818 году. Весной 1820 года по
приглашению княгини 3. А. Волконской отправился в Италию, там много и серьезно
работал и рано приобрел известность. Крупный успех принесла ему картина
"Смерть Камиллы, сестры Горация" (1824). В этом образцовом по строгости стиля
произведении классицизма обнаружились некоторые черты, роднящие художника с
искусством романтизма. Черты романтизма проступали и в других работах Бруни -
в "Портрете 3. А. Волконской в костюме Танкреда" (1820-е), а особенно в картине
"Вакханка, поящая амура" (1828), отличавшейся радостной чувственностью. Художник
мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм,
но Бруни остался на позициях академизма.
Профессиональные достижения молодого художника были оценены, и он получил
ответственнейший заказ на копирование для АХ двух росписей Рафаэля в Ватикане.
Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение,
избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета - историю Медного змия,
поставленного Моисеем. Однако в 1836 году ему пришлось прервать начатую работу
и вернуться в Петербург, где он и
К. П. Брюллов были назначены профессорами
2-й степени в АХ. За преподавание он взялся увлеченно, и студенты платили ему
преданностью. В начале 1837 года он исполнил
"Портрет А. С. Пушкина на смертном одре", размноженный литографией и получивший
широчайшую известность. Все же необходимость продолжить начатую работу заставила
его в 1838 году уехать в Италию и провести там еще два с половиной года.
Законченный "Медный змий" в 1841 году был доставлен в Петербург, где имел бурный
успех, сравнимый разве что с триумфом "Последнего дня Помпеи" К. П. Брюллова.
Мастерство живописца, сумевшего построить выразительную многофигурную композицию
на громадном (565х852 см) полотне, подчинить драматизму сюжета свет и цвет, было
бесспорно, а налет некоторой экзальтированности действовал на воображение
зрителей. Однако картина принадлежала вчерашнему дню - дряхлеющему и
вырождающемуся академизму, и это с фатальной неизбежностью определило дальнейшее
угасание крупного таланта художника.
Правда, жизненный путь Бруни продолжался так же ровно, как начинался.
"Медный змий" был приобретен за 70 000 рублей для Эрмитажа (сейчас находится в
Государственном Русском музее), а его автор получил почетный заказ на росписи в
еще достраиваемом Исаакиевском соборе. Он с присущей ему добросовестностью
подошел к делу, дважды побывал в Риме, набираясь опыта работы в монументальном
искусстве. К 1845 году художник сделал все 25 картонов росписей и часть их
осуществил сам, а исполнением остальных руководил лично. Постепенно Бруни
достиг высокого положения: с 1855 года стал ректором АХ. Он постоянно заседал в
различных почетных комиссиях. Но живописью занимался все меньше и меньше, а в
последнее десятилетие жизни почти не брал в руки кисти. Художник все более
отдалялся от людей, даже от собственных учеников, порой не видевших своего
педагога неделями. К тому же его позиции ревностного хранителя основ академизма
порождали неприязнь к нему у молодежи. В 1871 году в результате интриг он был
вынужден оставить пост ректора и сохранил за собой лишь руководство мозаичной
мастерской, им самим организованной. Последние годы Бруни провел в надменном
одиночестве человека, давно похоронившего то лучшее, что у него в душе было.
Кузнецов Э. Д.
Литература.
1. Верещагина А. Г. "Федор Антонович Бруни". Л., 1985.