Фёдор Александрович Васильев (1850-1873) был добрачным сыном мелкого
чиновника. Семья постоянно бедствовала, и уже с двенадцати лет мальчик начал
сам зарабатывать на жизнь - был почтальоном, писцом, затем нанялся в услужение
к реставратору картин художнику П. К. Соколову. Любовь к рисованию проявилась
у Васильева еще в раннем детстве, был он знаком и с техникой масляной живописи.
В 1865 году ему удалось поступить в Вечернюю рисовальную школу
Общества поощрения художников (ОПХ). К моменту окончания учебы (1867) Васильев
уже познакомился с рядом художников и стал своим в их среде. Особенно близкими
были отношения с Иваном Николаевичем Крамским,
взявшим его под заботливую опеку, и с
Иваном Ивановичем Шишкиным, с которым он
постоянно работал на натуре. Трудился Васильев самозабвенно, делая бесконечные
этюды и зарисовки, пытливо изучая природу. Талант его развивался необычайно
быстро, уже в 1868 году он исполнил вполне зрелые картины "Деревенская улица",
"После грозы", "Возвращение стада", в которых отчетливо проступало тяготение
художника к лирическому восприятию природы и более красочной, чем до сих пор,
ее передаче. Четырехмесячная поездка летом 1870 году на Волгу, предпринятая с
молодыми тогда художниками И. Е. Репиным и
Е. Е. Макаровым, принесла массу новых впечатлений. После поездки Васильев
написал несколько картин, среди которых выделялся ставший популярным
"Вид на Волге. Барки" (1870), да и впоследствии не раз возвращался к волжским
темам.
1871 год оказался поворотным в судьбе Васильева. В начале этого года он в
течение одного месяца написал знаменитую "Оттепель". Картина сразу привлекла
внимание - не только зрелым мастерством автора и необычным для того времени
выбором мотива, но и впервые так сильно проявившимся в ней настроением смутной
тревожности и унылой безнадежности. Вместе с картиной
А. К. Саврасова "Грачи прилетели", по
странному совпадению написанной и показанной в том же году, она справедливо
воспринималась современниками как историческое событие в русской пейзажной
живописи. ОПХ удостоило Васильева за эту картину первой премии, для царского
двора было заказано ее повторение. Васильев вдруг сделался знаменитым. Но
именно в пору работы над картиной он тяжело и безнадежно заболел: запущенная
простуда спровоцировала наследственный туберкулез. В Петербурге ему оставаться
было нельзя, и он летом того же года вместе с матерью и братом уехал на юг -
сначала на Украину, потом в Крым, в Ялту. Дорогу и пребывание в Крыму ему
оплачивало ОПХ, правда в долг, который он обязан был погасить своими картинами.
Васильев не сразу свыкся с новой обстановкой. Крым казался ему настолько чужим,
что он стал работать, вдохновляясь прежними впечатлениями о природе Центральной
России, по которой тосковал. Так родилась еще одна его выдающаяся картина -
"Мокрый луг" (1872). Написанная не с натуры, а сочиненная художником на основе
зарисовок, сделанных в разных местах и в разное время, она поразила
современников свежестью живописи, точностью воссоздания атмосферы и, более
всего, исходящим от нее ощущением неясной томительности. Картина получила
премию ОПХ. Через некоторое время Васильев взялся и за изображение Крыма,
понемногу проникаясь своеобразием его природы. Первые попытки были неудачными,
но уже картина "В крымских горах" (1873) оказалась значительным произведением,
открывающим новые перспективы перед художником. Однако жизнь его угасала - он
умер осенью того же года, двадцати трех с половиной лет. Сделанного им хватило,
чтобы попасть в ряд крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.
Кузнецов Э. Д.
Литература.
1. Дюженко Ю. Ф. "Федор Александрович Васильев". Л., 1973;
2. "Ф. Васильев. Альбом". М., 1977;
3. Мальцева Ф. "Федор Александрович Васильев". М., 1984.