Константин Егорович Маковский (1839-1915)
родился в семье художника, одного из основателей Московского училища живописи,
ваяния и зодчества (МУЖВЗ). С детства, вместе с братом, будущим художником
Владимиром Маковским, был окружен творческой
атмосферой: в доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели
училища. Однако Маковский избрал самостоятельный путь. В 1858 году, оставив
Москву и родной дом, он отправился в Петербург, где поступил в Академию
художеств (АХ).
В 1863 году, будучи уже выпускником, Маковский примкнул к числу участников
"бунта четырнадцати", выступивших против консервативной системы преподавания. В
результате в составе группы "бунтовщиков" он покинул стены АХ, так и не выйдя
на дипломную программу. Однако в том же году стал активным членом знаменитой
петербургской Артели художников, возглавляемой
Иваном Николаевичем Крамским.
Произведения Маковского, созданные в 1860-х годы, отличались жанровой
тенденцией. Особенной известностью пользовалась его картина "Народное гулянье
во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" (1869) - подлинная
галерея колоритных типов городских сословий. За это произведение Маковский был
удостоен звания профессора АХ, где в тот период произошли коренные реформы и
бытовая живопись из гонимой превратилась в весьма поощряемую.
В 1870-е годы художник создал серию картин на темы крестьянского быта:
"Похороны в деревне", "Дети, бегущие от грозы" (обе 1872) и др. Окрашенные
сочувствием к простым людям, их бедам и радостям, эти полотна отличаются
поэтичностью, трогательностью образов.
В 1877 году Маковский, откликаясь на события русско-турецкой войны, написал
картину "Болгарские мученицы", осуждавшую жестокость и зло, принесенные турками
на Балканы.
Однако, тяготея к характерному для передвижников жанру, Маковский постепенно
начал склоняться в сторону легкого успеха, которого достигал с помощью
изображения эффектных сюжетов, не отличавшихся ни вдумчивостью, ни глубиной
содержания. Такова созданная под впечатлением от путешествия в Египет картина
"Возвращение священного ковра из Мекки в Каир" (1876), представлявшая пышное
религиозное шествие в восточном городе. Бытовая экзотика, яркость типов,
этнографическая точность, звучность колорита лишь усиливают внешнее впечатление,
заслоняя собой правду жизни.
Историческая живопись Маковского, его так называемые боярские жанры, отвечали
духу официальной народности и псевдорусскому стилю, распространенному в
искусстве 1880-90-х годов. "Свадебный пир в боярской семье XVII столетия"
(1883), "Поцелуйный обряд" (1895), "Смерть Иоанна Грозного" (1888) интересны,
скорее, с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы
персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.
Особое место в творчестве Маковского занимал портретный жанр. Его мастерская на
Дворцовой площади была чрезвычайно популярна среди светской публики, а модные
идеализированные портреты, явно приукрашивающие модель, очень ценились.
Блестяще передавая обстановку, наряды, дорогие ткани и меха, художник старался
представить портретируемых в самом выигрышном свете, соблюдая при этом точное
сходство, но не вникая в психологические характеристики моделей. По выражению
И. Н. Крамского, в этих портретах "цвета подобраны, как букет". Таковы
известные портреты жены художника (1881), графини В. С. Зубовой (1877) и др.
Исключение составляют портрет оперного певца О. А. Петрова (1871), портрет
старухи в чепце (1874) и, наконец, портрет-картина "Алексеич" (1882), правдиво
изображающая старика у кипящего самовара. Именно эти произведения красноречиво
говорят о том, какой крупный талант, пусть не реализованный, был заложен в
Маковском, который расточительно разменял его на салонную живопись.
Корнилова А. В.
Литература.
1. Тарасов Л. М. "Константин Егорович Маковский. 1839-1915". М., Л., 1948.