Максим Никифорович Воробьев (1787-1855) был сыном солдата, дослужившегося
до чина унтер-офицера, а после отставки нанявшегося смотрителем в Академию
художеств (АХ). Здесь и получил образование будущий художник: в 1798 году он был
зачислен в архитектурный класс, которым руководил Ж. Б. Тома де Томон, а
закончил АХ в 1809 году по классу пейзажной живописи. Жизнь Воробьева сложилась
благополучно: в 1814 году он стал академиком, в следующем году начал
преподавать, в 1823 году получил звание профессора, а в 1843 году - заслуженного
профессора. Он воспитал несколько десятков учеников, среди которых было немало
отличных пейзажистов (И. К. Айвазовский,
А. П. Боголюбов, Л. Ф. Лагорио, Г. Г. и Н. Г. Чернецовы и др.); при этом и сам
всю жизнь не оставлял кисти.
Воробьев писал городские и морские пейзажи, архитектурные памятники и виды
природы, а порой и эпизоды войны. Он много ездил по России, неоднократно бывал
за рубежом и по впечатлениям от поездок создавал новые произведения. В 1813-1814
годах художник побывал с русскими войсками в Западной Европе; результатом
поездки стало его полотно, изображающее торжественное молебствие, совершенное
русским духовенством в Париже по случаю победы. Немного позднее исполнил серию
превосходных видов Москвы, главным образом Кремля.
Широкую известность принесли Воробьеву картины, написанные после поездки на
Ближний Восток (1820-1821): "Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме"
(1822), "Внутренний вид церкви на Голгофе в Иерусалиме" (1824),
"Внутренний вид Армянской церкви в Иерусалиме" (1820-е) и др.
В конце 1820-х годов художник посетил и театр военных действий на Дунае. По
сделанным во время поездки наброскам и зарисовкам были написаны великолепные по
колориту пейзажи: "Босфор", "Берег моря близ Варны" (оба 1829).
Картины Воробьева неизменно пользовались успехом у публики и критиков, многие
из них ему приходилось повторять для заказчиков. Все же самая ценная часть
наследия художника - петербургские пейзажи, созданные в основном в пору его
творческого расцвета, в 1820-1830-е годы.
Романтический образ Петербурга с его прохладной красотой предстает в пейзажах
"Закат солнца в окрестностях Петербурга" (1832), "Набережная Невы у Академии
художеств" (1835), "Постройка Исаакиевского собора", "Петропавловская крепость"
(оба 1830-х) и др. Живописец-романтик, он сумел воспринять город по-новому - в
единении с динамичной жизнью природы, с изменчивым состоянием атмосферы и
освещения. Влияние его живописи испытали многие русские художники.
Кузнецов Э. Д.
Литература.
1. Смирнов Г. В. "Максим Никифорович Воробьев" // "Русское искусство: Очерки о
жизни и творчестве художников первой половины XIX века". М., 1954, с. 127-149.