Людвиг Шпор (Spohr) (1784-1859) - немецкий композитор, скрипач и дирижер. Родился в семье музыкантов-любителей. В пятилетнем возрасте начал обучаться игре на скрипке; с 1799 года скрипач придворного оркестра в Брауншвейге. С 1802 года занимался у ученика Я. Стамица - Ф. Эка, которого Шпор сопровождал во время концертной поездки по России. С 1804 года Шпор начал гастролировать с самостоятельными концертами. С 1805 года концертмейстер придворного оркестра в Готе, в 1812-1815 годах в Вене. В 1816 году гастролировал в Италии; в 1817 году в Милане исполнял вместе с Никколо Паганини свой "Концертный дуэт" для двух скрипок. С 1817 года дирижер оперного театра во Франкфурте, в 1822-1849 годах после гастролей по Англии и Франции - в Касселе. Шпор считался отличным дирижером (он первым начал дирижировать палочкой). Шпор занимался также преподаванием; в числе его учеников Ф. Давид и М. Хауптман.
Свою композиторскую деятельность Шпор начал с сочинения скрипичных и камерных произведений, а также ораторий, завоевавших симпатии немецких слушателей. В 1816 году К. М. Вебер поставил в Праге его оперу "Фауст" (соч. 1813; не по В. Гёте). Вскоре Шпор написал оперу "Земира и Азор" (пост. 1819), ставшую очень популярной в Германии, а в начале 1820-х годов он создал свою лучшую оперу "Иессонду" (пост. 1823), отзвуки которой легко обнаружить в ранних произведениях Вагнера. К числу лучших сочинений Шпора можно также причислить программные 4-ю и 7-ю симфонии, 8-й и 9-й скрипичные концерты, отдельные двойные квартеты. Стиль музыки Шпора характерен для предромантического периода немецкой музыки; его оперы, так же как и сочинения Э. Т. А. Гофмана, положили начало немецкой романтической опере с ее тяготением к сказочно-экзотическим сюжетам. Произведения Шпора отличаются техническим мастерством, его гармонический язык изобилует хроматизмами. Эстетические взгляды Шпора были довольно противоречивы; так, он признавал только раннего Бетховена, игнорировал последние произведения Вебера. В то же время Шпор, несмотря на противодействие придворных кругов, настоял на постановке в Касселе опер Вагнера "Летучий голландец" и "Тангейзер", а в собственном творчестве допускал смелые эксперименты, необычные для своего времени (6-я симфония, 7-я симфония для двух оркестров, "Квартет-концерт" и др.).
М. Миркин