Карл Густав Юнг (Jung)
(26.7.1875, Кесвиль, близ Базеля, - 6.6.1961, Кюснахт, Цюрих), швейцарский
психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии -
"аналитической психологии". В 1900-х годах сотрудник Э. Блейлера в Цюрихе,
разработал технику свободных ассоциаций, превратив ее в один из основных
методов психиатрического исследования. В 1907-1912 годах один из ближайших
сотрудников З. Фрейда, первый
председатель Международного психоаналитического
общества (1911-1914). Пересмотр Юнгом основных положений психоанализа
(трактовка либидо как психической энергии вообще, отрицание сексуальной
этиологии неврозов, понимание психики как замкнутой автономной системы,
функционирующей по принципу компенсации, и др.) привел к его разрыву с Фрейдом.
В работе "Метаморфозы и символы либидо" (1912) исследовал спонтанное появление
фольклорных и мифологических мотивов в снах пациентов. Исходя из этого,
постулировал существование в психике человека, помимо индивидуального
бессознательного, более глубокого слоя - коллективного бессознательного,
которое, по Юнгу, есть отражение опыта прежних поколений, запечатлевшееся в
структурах мозга. Содержание его составляют общечеловеческие первообразы -
архетипы (например, образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.),
динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества,
сновидений и т. д. Архетипы недоступны непосредственному восприятию и
осознаются через их проекцию на внешние объекты. Центральную роль среди
архетипов Юнг отводил архетипу "самости" (das Selbst) как потенциальному центру л
ичности в отличие от "Эго" ("Я") как центра сознания. Интеграция содержаний
коллективного бессознательного - цель процесса становления личности
(самореализации, индивидуации). Основная задача психотерапии - восстановление
нарушенных связей между различными уровнями психики; в традиционных культурах,
динамическое равновесие между ними осуществляется, по Юнгу, с помощью мифов,
обрядов, ритуалов как средств активизации архетипов. В целом в трактовке
природы архетипов и коллективного подсознательного позитивистские идеи
переплетаются у Юнга с метафизическими представлениями о психике как некой
безличной субстанции и т. п., граничащими с оккультизмом.
Юнг разработал типологию характеров ("Психологические типы", 1921, рус. пер.
1924), в основе которой лежит выделение доминирующей психической функции
(мышление, чувство, интуиция, ощущение) и преобладающей направленности на
внешний или внутренний мир (экстравертивный и интровертивный типы). Оказал
большое влияние на сравнительное изучение религий, мифологии, фольклора
(К. Кереньи, М. Элиаде и др.; международный ежегодник по проблемам культуры
"Eranos-Jahrbuch", изд. с 1933 года в Цюрихе), а также эстетику и
литературно-художественную критику (Г. Рид, Великобритания, и др.). В 1948 году
был создан институт Юнга в Цюрихе, в 1958 году - Международное общество
аналитической психологии (с 1955 года - журнал "Journal of Analytical
Psychology" в Лондоне).
Д. Н. Ляликов.
Литература.
1. Аверинцев С. С., "Аналитическая психология" К. Г. Юнга и закономерности
творческой фантазии", "Вопросы литературы", 1970, №3.
2. Fordham F. "An introduction to Jung's psychology", L., [1953].
3. Jacobi J. "Die Psychologie von C. G. Jung, 5Aufl.", Z.- Stuttg., 1967.
4. Meier С. A. "Experiment und Symbol. Arbeiten zur komplexen Psychologie
C. G. Jungs", Z., 1975.