Михаил Семенович Щепкин [6(17).11.1788, село Красное Обоянского
уезда, ныне Белгородской области, - 11(23).8.1863, Ялта], русский актер.
Основоположник реализма в русском сценическом искусстве. Родился в семье
крепостного, управляющего имениями графа Г. С. Волькенштейна. В 1799 году
поступил в Судженское малонародное училище, где в 1800 году впервые выступил в
школьном спектакле (Розмарин - "Вздорщица" Сумарокова). В 1801-03 годы играл в
домашнем театре Волькенштейнов (одновременно исполнял обязанности официанта).
Профессиональную сценическую деятельность начал в 1805 году в курской труппе
Барсовых. В 1816 году перешел в харьковскую труппу И. Ф. Штейна (лучшую на юге
России), завоевав вскоре положение первого комического актера. В 1822 году по
проведенной подписке был выкуплен на волю. На провинциальной сцене Щепкин
исполнял разнообразные роли, а также партии в комических операх. Его игра
отличалась ярким темпераментом, юмором, жизненной правдой. Уже в этот период
Щепкин проявил огромную наблюдательность, удивительную работоспособность,
серьезно изучал теорию и практику сценического искусства. В 1823 году Щепкин
был принят в труппу Московского театра (с 1824 года - Малый театр).
Формированию общественных и художественных взглядов Щепкина способствовали его
тесные связи с передовыми деятелями русского культуры (А. С. Пушкин,
Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Т. Г. Шевченко и др.). Щепкин был
не только участником первых постановок пьес А. С. Грибоедова, Гоголя, Пушкина,
И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, но и горячо их пропагандировал,
добивался снятия с них цензурных запретов. Огромное значение деятельность
Щепкина приобрела в 1830-40-е годы. Осуществив глубокий переворот в
сценическом искусстве, он сблизил его с принципами пушкинского и гоголевского
реализма. Щепкин утверждал важную гражданскую миссию актера, сочетал в своем
творчестве нравственно-просветительские и критико-обличительные функции.
Противник зависимости от случайного вдохновения, он стремился найти объективные
законы искусства актера, разработал метод сценического творчества, основанный
на обобщении широких жизненных наблюдений. Указывая на необходимость
всестороннего осмысления исполнителем творческих задач, подчинения всего
творческого процесса "общей идее", Щепкин говорил, что актер должен не
копировать, а вникать в "душу роли", влезать "... так сказать, в кожу
действующего лица..." ("Записки. Письма...", 1952, с. 250). Свои лучшие образы
артист создал в произведениях русской сатирико-обличительной драматургии,
стремясь к раскрытию типических характеров, отражающих суть целой общественной
и социальной группы. Преодолевая сопротивление цензуры, он добился постановки
пьесы "Горе от ума" Грибоедова, сыграв в ней роль Фамусова (1831, отрывки;
1832, полностью). Лишив Фамусова барской респектабельности, Щепкин показал его
как бы выслужившимся Молчалиным, ненавидевшим все новое. Глубокой жизненной
достоверности достиг Щепкин в роли Городничего ("Ревизор" Гоголя, 1836),
поднявшись в ней до большого сатирического обобщения, обличения николаевского
режима. Сатирические типы дворян были созданы им в пьесах Гоголя - "Женитьба"
(Подколесин и Кочкарев), "Игроки" (Утешительный), "Тяжба" (Бурдюков); Пушкина -
"Скупой рыцарь" (Барон).
Другая сторона творчества Щепкина связана с воплощением образов людей из народа.
В пьесах украинских драматургов сыграл роли Чупруна и Макагоненко
("Москаль-чаровник" и "Наталка-Полтавка" Котляревского), Шельменко
("Шельменко-денщик" Квитко-Основьяненко), передав народный характер,
национальное своеобразие своих героев. С глубоким проникновением раскрывал
Щепкин в водевиле "Матрос" Соважа и Делурье трагическую судьбу старого матроса.
"Торжество его искусства,- писал Белинский, - состоит... в том, что он умеет
заинтересовать зрителей судьбою простого человека и заставить их рыдать и
трепетать от страданий какого-нибудь матроса..." (Полн. собр. соч., т. 8,
1955, с. 533). С психологической глубиной, трогательностью играл Щепкин роли
Мошкина и Кузовкина ("Холостяк" и "Нахлебник" Тургенева). Одна из лучших ролей
Щепкина последнего периода - Муромский ("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина,
1855). Выступал также в пьесах
А. Н. Островского
(Любим Торцов - "Бедность не порок" и др.), Мольера (Гарпагон - "Скупой"),
Шекспира (Полоний - "Гамлет") и
др.
Законченную систему взглядов на актерское творчество Щепкина выразил в письмах,
высказываниях, воспоминаниях, беседах с учениками. Его деятельность утвердила
критический реализм как ведущий творческий метод в русском театре. Традиции
сценического реализма, заложенные Щепкиным, сыграли большую роль в практике
Малого театра, за которым упрочилось наименование "Дома Щепкина". Сценические
заветы Щепкина и проповедовавшиеся им этические принципы послужили основой
реалистической системы актерского творчества, созданной К. С. Станиславским.
Ю. А. Дмитриев.
Литература.
1. "М. С. Щепкин. Записки. Письма.- Современники о Щепкине", М., 1952.
2. Алперс Б. В., "Михаил Семенович Щепкин (1788-1863)", М., 1943.
3. Клинчин А. П., "Михаил Семенович Щепкин", М., 1964.
4. Гриц Т. С., "М. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества", [М., 1966].