Петр Францевич Лесгафт
[21.9(3.10).1837, Петербург, - 28.11(11.12).1909, близ Каира; похоронен в
Петербурге], российский педагог, анатом и врач; основоположник научной системы
физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической
культуре, один из создателей теоретической анатомии. В 1861 году окончил
Медико-хирургическую академию в Петербурге и был оставлен при ней для научной
работы. С 1865 года доктор медицины, с 1868 года профессор, заведующий кафедрой
физиологической анатомии в Казанском университете. В 1871 году за выступление
против произвола реакции части профессуры и властей Казанского университета был
уволен. Вернувшись в Петербург, занимался научной работой. В 1872-1874 годах
руководил кружком русских женщин, впервые допущенных к занятиям в
Медико-хирургической академии. В 1874-1886 годах работал в области организации
физического воспитания и образования в военно-учебных заведениях. В 1877 году
основал учебно-гимнастические курсы для офицеров при 2-й Петербургской военной
гимназии. В 1886-1897 годах читал лекции по анатомии на естественном факультете
Петербургского университета, на Рождественских женских курсах. В 1893 году
организовал Биологическую лабораторию, которая в 1918 году была преобразована в
Естественнонаучный институт им. Лесгафта. Созданные Лесгафтом в 1896 году Курсы
воспитательниц и руководительниц физического образования явились прообразом
созданных впоследствии в СССР и других странах вузов физической культуры; в 1919
году на базе курсов был открыт Государственный институт физического образования
имени Лесгафта.
Как общественный деятель и учёный Лесгафт сформировался под влиянием
революционно-демократического движения в России 60-х годов 19 века. Он активно
боролся за развитие народного образования в России, многое сделал для
организации женского образования. В 1905-1906 годах Лесгафт открыл Вольную
высшую школу и при ней вечерние курсы для рабочих, ставшие одним из центров
рабочего просвещения в Петербурге. За прогрессивную общественную деятельность
подвергался преследованиям правительства. Исходя из основного положения
созданной им функциональной анатомии - о единстве формы и функции, Лесгафт
считал возможным воздействовать функцией, "направленным упражнением", на
развитие органов человеческого тела и всего организма. В основе теории
физического воспитания Лесгафта лежит принцип единства физического и умственного
развития человека. Единство и целостность всех проявлений организма, связь
нервно-мышечной деятельности и внутренних органов с психическими проявлениями
дали Лесгафту основание рассматривать систему направленных упражнений как
средство не только физического развития, но и умственного, нравственного и
эстетического воспитания. Основой физического развития Лесгафт считал
естественные движения, соответствующие характерным особенностям каждой группы
мышц. Большое значение Лесгафт придавал подвижным играм как средству физического
развития и формирования характера ребёнка. Рассматривая закономерности
воспитания ребёнка в семье, формирования его темперамента и характера, Лесгафт
даёт анализ биологических основ наследственности и развития детей. Придавая
решающее значение условиям среды, он призывал к созданию в семье и школе
благоприятных условий для проявления всех способностей ребёнка. Лесгафт
стремился глубже обосновать педагогику как науку объективными данными анатомии,
физиологии и психологии, однако считал педагогику "филиальной ветвью
биологических наук".
Г. Г. Шахвердов.