Владимир Григорьевич Шухов [16(28). 8.1853, г. Грайворон, ныне
Белгородской области, - 2.2.1939, Москва], советский инженер и ученый, почетный
академик (1929; член-корреспондент 1928), Герой Труда (1932). Член ВЦИК (1927).
По окончании МВТУ (1876) был командирован в США. В 1877-78 годах начальник
чертежного бюро Варшавской железной дороги в Петербурге, с 1878 года главный
инженер технической строительной конторы в Москве. После Октябрьской революции
1917 года работал в строительной конторе завода "Парострой" (Москва), затем на
самом заводе.
Основные труды по технике нефтяной промышленности, теплотехнике и строительному
делу. Автор или соавтор ряда патентов на промышленные установки по переработке
и использованию нефти. В 1891 году запатентовал промышленную установку для
перегонки нефти с разложением на фракции под действием высоких температур и
давлений; установка впервые предусматривала осуществление крекинга в жидкой
фазе (Шухов признан изобретателем крекинг-процесса). Шухов впервые в мире
осуществил промышленное факельное сжигание жидкого топлива с помощью
изобретенной им распыливающей форсунки (1880), позволившей эффективно сжигать
и мазут, считавшийся ранее отходом производства. Разработал конструкцию топки
с подогревом поступающего к факелу воздуха. Произвел расчеты и руководил
строительством первого в России нефтепровода (от Балаханских нефтяных промыслов
до Баку, 1878), несколько позже в Баку же создал первый в мире мазутопровод с
подогревом. Под руководством Шухова спроектировано и построено первое в России
металлическое нефтеналивное судно. Шухов ввел в практику клепаные резервуары
для хранения нефти. Решение задачи о наивыгоднейших размерах резервуаров,
полученное Шуховым, широко применяется во многих отраслях промышленности.
Научная и инженерная деятельность Шухова относится к самым различным областям
техники. Он создал водотрубные паровые котлы, получившие мировую известность.
Разработал конструкции легких, экономичных перекрытий: висячие сетчатые,
перекрывающие площадь в несколько тысяч квадратных метров, металлические арочные
(перекрытие платформ Киевского вокзала в Москве); сетчатые своды и своды
двоякой кривизны с пролетами до 40 м. По проектам Шухова сооружено около 200
башен оригинальной конструкции в нашей стране и за рубежом (в т. ч.
Шаболовская радиобашня в Москве). Под руководством Шухова спроектировано и
построено около 500 мостов (через Оку, Волгу, Енисей и др.), большое число
сооружений и конструкций: зерновые элеваторы, доменные печи, плавучие ворота
сухого дока, вращающаяся сцена МХАТа и др. По проекту Шухова и под его
руководством осуществлен подъем наклонившегося минарета медресе
Улугбека в
Самарканде. Шухов принимал участие в разработке и производстве нескольких типов
мин с сетями заграждения, минных взрывателей, платформ для тяжелых орудий.
Премия им. В. И. Ленина (1929).
В. В. Новиков.
Литература.
1. Лейбензон Л. С. "Владимир Григорьевич Шухов". в кн.: "Люди русской науки",
М., 1965.
2. Конфедератов И. Я. "В. Г. Шухов". М.-Л., 1950.
3. Лопатто А. Э. "Почетный академик Владимир Григорьевич Шухов -
выдающийся русский инженер". М., 1951.