Жан де Лафонтен (La Fontaine) - французский поэт. Родился в Шато-Тьерри
8 июля 1621 года. С детства отличавшийся непокорным нравом, был отправлен
изучать право в парижскую ораторианскую семинарию. Вернувшись в родительское
имение в Шампани, где его отец был королевским губернатором, двадцатишестилетний
Лафонтен женился на пятнадцатилетней Мари Эрикар. Брак оказался неудачным, и
Лафонтен, презрев семейные обязанности, в 1647 году отправился в Париж с
намерением посвятить себя литературной деятельности. В 1657 году он обрел
покровителя в лице министра Фуке, которому посвятил несколько стихотворений, в
том числе знаменитую "Элегию к нимфам в Во" ("Elgie aux nymphes de Vaux", 1662).
В 1667 году патронессой Лафонтена стала герцогиня Бульонская. Продолжая сочинять
достаточно вольные по содержанию поэмы, он в 1665 году издал свой первый сборник
"Рассказы в стихах" ("Les nouvelles en vers"), за которым последовали
"Сказки и рассказы в стихах" ("Contes et nouvelles en vers", 1664-1671) и
"Любовь Психеи и Купидона" ("Les amours de Psyche et de Cupidon", 1669).
Оставаясь до 1672 года протеже герцогини Бульонской и желая доставить ей
удовольствие, Лафонтен стал писать "Басни" ("Fables") и выпустил первые шесть
книг в 1668 году. В этот период в число его друзей входили Н. Буало-Депрео,
мадам де Севинье, Ж. Расин и Мольер. Перейдя в конечном счете под
покровительство маркизы де ла Сабльер, поэт в 1680 году завершил издание
двенадцати книг "Басен" и в 1683 году был избран членом Французской Академии.
Умер Лафонтен в Париже 14 апреля 1695.
Рассказы в стихах и небольшие поэмы Лафонтена сейчас почти забыты, хотя они
полны остроумия и представляют собой образец классицистского жанра. На первый
взгляд отсутствие в них моральной назидательности находится в явном противоречии
с сутью жанра. Но при более вдумчивом анализе становится ясно, что многие из
басен Эзопа, Федра, Невле и других авторов в переложении Лафонтена утеряли свой
назидательный смысл, и мы понимаем, что за традиционной формой скрываются не
вполне ортодоксальные суждения. Через сто лет после появления Басен Лафонтена
Ж.-Ж. Руссо, уловив этот глубинный "имморализм", выступил против того, чтобы их
читали дети, которым, впрочем, они никогда и не предназначались.
Басни Лафонтена замечательны своим разнообразием, ритмическим совершенством,
умелым использованием архаизмов (возрождающих стиль средневекового
"Романа о Лисе"), трезвым взглядом на мир и глубоким реализмом.
Энциклопедия "Кругосвет"