Поль Гоген (Gauguin) (1848-1903), французский живописец. В юности служил
моряком, в 1871-1883 годах - биржевым маклером в Париже. В 1870-е годы Гоген
начал заниматься живописью, принимал участие в выставках импрессионистов,
пользовался советами К. Писсаро. С 1883 года всецело посвятил себя искусству,
что привело Гогена к нищете, разрыву с семьей, скитаниям. В 1886 году он жил в
Понт-Авене (Бретань), в 1887 году - в Панаме и на острове Мартиника, в 1888 году
вместе с В. ван Гогом работал в Арле, в 1889-1891 годах - в Ле-Пульдю (Бретань).
Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному
укладу жизни, к искусству архаической Греции, стран Древнего Востока,
первобытным культурам. В 1891 году он уехал на остров Таити (Океания) и после
кратковременного (1893-1895) возвращения во Францию поселился здесь навсегда
(сначала на Таити, с 1901 года - на острове Хива-Оа).
Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений
("Видение после проповеди", 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург;
"Желтый Христос", 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с
символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых
художников (так называемая понт-авенская школа) к созданию своеобразной
живописной системы - "синтетизма", в которой светотеневая моделировка объемов,
световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением
отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и
играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя
картины ("Кафе в Арле", 1888, Государственный музей изобразительных искусств,
Москва). Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном
на островах Океании
Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, цельных,
естественных, неиспорченных цивилизацией людей, художник стремился воплотить
утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой
("А, ты ревнуешь?", 1892, "Жена короля", 1896, "Сбор плодов", 1899, - все в
Государственном музее изобразительных искусств, Москва;
"Женщина, держащая плод", 1893, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Полотна Гогена, по декоративности цвета, плоскостности и монументальности
композиции, обобщенности стилизованного рисунка подобные панно, несли многие
черты складывавшегося в этот период стиля модерн , оказали влияние на творческие
поиски мастеров группы "Наби" и других живописцев начала XX века. Гоген работал
также в области скульптуры и графики.
Клуб экстремальной романтики