Варлам Шаламов родился в Вологде в семье священника Тихона Николаевича
Шаламова. Среднее образование получил в Вологодской гимназии. В 17 лет оставил
родной город и отправился в Москву. В столице юноша сначала устроился
дубильщиком на кожевенный завод в Сетуни, а в 1926 году поступил в МГУ на
факультет советского права. Самостоятельно мыслящему юноше, как и всем людям с
таким складом характера, пришлось нелегко. Совершенно справедливо опасаясь
сталинского режима и того, что он может повлечь за собой, Варлам Шаламов занялся
распространением "Письма к съезду" В. И. Ленина. За это молодой человек был
арестован и приговорен к трем годам заключения.
Полностью отбыв срок заключения, начинающий писатель вернулся в Москву, где
продолжил литературную деятельность: работал в небольших профсоюзных журналах. В
1936 году в журнале "Октябрь" был опубликован один из его первых рассказов -
"Три смерти доктора Аустино".
Вольнолюбие писателя, читаемое между строк его произведений, не давало покоя
властям, и в январе 1937 года его вновь арестовали. Теперь Шаламова приговорили
уже к пяти годам лагерей. Освободившись, он снова начал писать. Но пребывание на
свободе длилось недолго: ведь он обратил на себя самое пристальное внимание
соответствующих органов. И после того, как в 1943 году писатель назвал
Бунина русским классиком, его осудили еще на
десять лет.
В общей сложности Варлам Тихонович провел в лагерях 17 лет, и большую часть
этого времени - на Колыме, в жесточайших условиях Севера. Заключенные,
изможденные и страдающие от болезней, трудились на золотодобывающих приисках
даже при сорокаградусном морозе.
В 1951 году Варлама Шаламова освободили, но сразу выехать с Колымы не позволили:
еще три года ему пришлось работать фельдшером. Наконец, он поселился в
Калининской области, а после реабилитации в 1956 году переехал в Москву. Сразу
по возвращении из заключения родился цикл "Колымские рассказы", которые сам
писатель назвал "художественным исследованием страшной реальности". Работа над
ними продолжалась с 1954 по 1973 год. Созданные в этот период произведения были
разделены автором на шесть книг: "Колымские рассказы", "Левый берег",
"Артист лопаты", "Очерки преступного мира", "Воскрешение лиственницы" и
"Перчатка, или КР-2".
В основу прозы Шаламова лег страшный опыт лагерей: многочисленные смерти, муки
голода и холода, бесконечные унижения. В отличие от
Солженицына, который утверждал, что такой
опыт может быть положительным, облагораживающим, Варлам Тихонович убежден в
обратном: он утверждает, что лагерь превращает человека в животное, в забитое,
презренное существо. В рассказе "Сухим пайком" заключенный, которого из-за
болезни перевели на более легкую работу, отрубает себе пальцы - только бы его не
вернули в шахту. Писатель пытается показать, что нравственные и физические силы
человека не безграничны. По его мнению, одна из главных характеристик лагеря -
растление. Расчеловечение, говорит Шаламов, начинается именно с физических мук -
красной нитью проходит через его рассказы эта мысль. Последствия экстремальных
состояний человека превращают его в звероподобное существо. Писатель великолепно
показывает, как лагерные условия влияют на разных людей: существа с низкой душой
еще более опускаются, а свободолюбивые не теряют присутствия духа. В рассказе
"Шоковая терапия" центральным является образ врача-изувера, бывшего
заключенного, прикладывающего все усилия и познания в медицине, чтобы
разоблачить заключенного, который, по его мнению, является симулянтом. При этом
он абсолютно безучастен к дальнейшей судьбе несчастного, ему приятно
продемонстрировать свою профессиональную квалификацию. Совершенно иной по духу
персонаж изображен в рассказе "Последний бой майора Пугачева". Он о заключенном,
который собирает вокруг себя таких же, как он, свободолюбивых людей и погибает
при попытке побега.
Еще одной темой творчества Шаламова является идея подобия лагеря остальному
миру. "Лагерные идеи только повторяют переданные по приказу начальства идеи
воли... Лагерь отражает не только борьбу политических клик, сменяющих друг друга
у власти, но культуру этих людей, их тайные стремления, вкусы, привычки,
подавленные желания".
К сожалению, при жизни писателю не суждено было опубликовать эти произведения на
родине. Даже во времена хрущевской оттепели они были слишком смелы для того,
чтобы быть изданными. Но с 1966 года рассказы Шаламова стали выходить в
эмигрантских изданиях.
Сам же писатель в мае 1979 года переехал в дом инвалидов, откуда в январе 1982
его насильно отправили в интернат для психохроников - в последнюю ссылку. Но
добраться до места назначения ему не удалось: простудившись, писатель умирает в
пути.
"Колымские рассказы" в нашей стране впервые увидели свет лишь спустя пять лет
после смерти автора, в 1987 году.
Центр развития русского языка