Густав Малер - родился 7 июля 1860 года в чешской деревушке Калиште. С
шести лет Густав начал учиться игре на фортепиано и обнаружил незаурядные
способности. В 1875 году отец отвез юношу в Вену, где по рекомендации профессора
Ю. Эпштейна Густав поступил в консерваторию.
Малер-музыкант раскрылся в консерватории прежде всего как исполнитель-пианист.
В тоже время он глубоко интересовался и симфоническим дирижированием, но как
композитор Малер не нашел признания в стенах консерватории. Первые крупные
камерно-ансамблевые сочинения студенческих лет (фортепианный квинтет и пр.) еще
не отличались самостоятельностью стиля и были уничтожены композитором.
Единственное зрелое сочинение этого периода - кантата "Жалобная песнь" для
сопрано, альта, тенора, смешанного хора и оркестра.
Широта интересов Малера в эти годы проявилась и в его стремлении к изучению
гуманитарных наук. Он посещал лекции в университете по истории, философии,
психологии и истории музыки. Глубокие знания в области философии и психологии
позже самым непосредственным образом сказались на творчестве Малера.
В 1885 году, по приглашению крупного театрального деятеля А. Ноймана - директора
и режиссера пражского Немецкого оперного театра - он переезжает в Прагу. За год
пребывания в Праге он познакомился с оперными и инструментальными произведениями
композиторов национальной чешской школы - Сметаны и Дворжака, а также операми
М. Глинки, Р. Вагнера, В. Моцарта.
В 1888 году композитором завершена первая симфония, открывающая собой
грандиозный цикл из десяти симфоний и воплотившая важнейшие стороны
мировозрения и эстетики Малера. В творчестве композитора проявляется глубокий
психологизм, позволяющий передать ему в песнях и симфониях духовный мир
современного ему человека в постоянных и острейших конфликтах с окружающим
миром. Вместе с тем никто из современных Малеру композиторов, за исключением
Скрябина, не поднимал в творчестве таких масштабных философских проблем, как
Малер.
С переездом в Вену, в 1896 году, начался важнейший этап в жизни и творчестве
Малера, когда им были созданы пять симфоний. За этот же период Малер создал
вокальные циклы: "Семь песен последних лет" и "Песни об умерших детях". Венский
период - время расцвета и признания Малера как дирижера, в первую очередь -
оперного. Начав свою деятельность в Вене в качестве третьего дирижера придворной
оперы, он через несколько месяцев занял пост директора и приступил к реформам,
которые выдвинули Венскую оперу на первые роли среди европейских театров.
Густав Малер - выдающийся симфонист 20-го века, наследник традиций Л. Бетховена,
Шуберта и Брамса, претворивший принципы этого жанра в неповторимо индивидуальном
творчестве. Малеровский симфонизм одновременно завершает вековой период развития
симфонии и открывает пути для будущего.
Второй по значению жанр в творчестве Малера - песня - также завершает длительный
путь развития романтической песни у таких композиторов как Шуман, Вольф.
Именно песня и симфония стали ведущими жанрами в творчестве Малера, ибо в песнях
мы находим тончайшее раскрытие душевного состояния человека, а глобальные идеи
века воплощены в монументальных симфонических полотнах, с которыми в 20-м веке
смогут сравниться только симфонии Онеггера, Хиндемита и Шостаковича.
В декабре 1907 года Малер переехал в Нью-Йорк, где начался последний, самый
краткий период в жизни композитора. Годы пребывания Малера в Америке
ознаменовались созданием двух последних симфоний - "Песни о земле" и Девятой.
Десятая симфония была только начата. Ее первая часть закончена по эскизам и
вариантам композитором Э. Кшенеком, а остальные четыре по наброскам -
значительно позже (в 1960-х годах) английским музыковедом Д. Куком.
Умер Малер 18 мая 1911 года.
Классика в музыке и биографиях