Александр Тихонович Гречанинов (1864-1956) - русский композитор, живший
после 1925 года во Франции и в США. Главные его достижения связаны с жанрами
духовной хоровой музыки. Родился 13 (25) октября 1864 в Москве, учился в
Московской консерватории у С. И. Танеева, Н. Д. Кашкина и В. И. Сафонова, затем
перебрался в Петербург, чтобы изучать композицию в классе Римского-Корсакова.
Первая опера Гречанинова, "Добрыня Никитич", была поставлена в московском
Большом театре в 1903 году. Вторая, "Сестра Беатриса" (по Метерлинку) - в 1912
году в Опере Зимина. Эта опера вскоре была запрещена духовной цензурой из-за
появления на сцене поющей Девы Марии. В дореволюционные годы Гречанинов был
особенно известен как автор православной хоровой музыки в новом стиле. В 1925
году он уехал из России и обосновался в Париже. С 1939 года жил в США (получил
американское гражданство в 1946 году). Композитору было уже за восемьдесят,
когда появилась его третья опера - "Женитьба" (по Гоголю). Творческое наследие
Гречанинова включает также 5 симфоний, массу произведений
камерно-инструментальных жанров, сотни фортепианных пьес, романсов, обработок
народных песен; большую ценность имеет его музыка для детей (в том числе 4
детских оперы). Кроме православной церковной музыки, он сочинил ряд католических
месс и мотетов, а также духовные хоры на английские тексты. Его перу принадлежит
книга "Моя жизнь". Умер Гречанинов в Нью-Йорке 4 января 1956.
Belcanto.ru
*************
Александр Тихонович Гречанинов родился 13 октября 1864 года в Калуге в
семье мелкого торговца. Учился в Московской (1881-1890, у В. И. Сафонова,
А. С. Аренского, С. И. Танеева) и Петербургской (1890-1893, у
Н.А. Римского-Корсакова) консерваториях. Преподавал теорию музыки в музыкальной
школе Гнесиных (Москва), позже руководил детским хором в школе Т. Л. Беркман.
Участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском
университете. В начале своего творчества написал музыку к спектаклям МХАТа -
"Царь Федор Иоаннович" (1898), "Смерть Иоанна Грозного" (1899), а также
оперу-былину "Добрыня Никитич" (1901, постановка 1903 года).
В конце 1900-х-начале 1910-х годов Гречанинов пережил увлечение модерном, что
отразилось в его опере "Сестре Беатрисе" по М. Метерлинку (поставлена в 1912 в
Москве Оперой С. Зимина), а также в камерно-инструментальных сочинениях и
вокальных циклах на стихи Ш. Бодлера и русских поэтов-символистов. В 1910-х
годах композитор пришел к идее нового типа духовной музыки на
церковно-славянские тексты для голоса соло и хора с инструментами. Как известно,
введение инструментов в церковную службу православной традицией строго
запрещено. Таким образом, речь шла о жанре концертной духовной музыки, хотя
одно время композитор допускал возможность исполнения таких сочинений за службой
и даже выступал с подобным предложением на заседаниях Церковного Собора
1917-1918 годов. В дореволюционный период в этом жанре Гречаниновым созданы:
кантата "Хвалите Бога" (1915, 2-я редакция - 1932), концертная ария для альта с
оркестром "Благослови, душе моя, Господа", полиелей "Хвалите имя Господне" для
альта, струнного оркестра, арфы и органа и "Демественная литургия" (1917, 2-я
редакция с хором - 1926; из этой редакции наиболее известна часть
"Сугубая ектения", записанная на пластинку Шаляпиным).
Гречанинов сначала восторженно принял революцию 1905 года (сочинил
"Похоронный март" памяти Н. Баумана), а потом Февральскую революцию (совместно с
К. Бальмонтом сочинил пользовавшийся некоторой популярностью
"Гимн Свободной России"). В первые послереволюционные годы он пытался
зарабатывать на жизнь концертами-лекциями, преподаванием и т.д. С помощью друзей
ему удалось в 1922 году совершить концертную поездку в Лондон, где он получил
предложение гастролей по Европе с певицей Т. Макухиной. В 1925 году Гречанинов
покинул Россию. До 1939 года он жил в Париже, с 1940 года - в Нью-Йорке.
За рубежом он вел активную творческую жизнь: много и успешно сочинял в разных
жанрах, преподавал игру на фортепиано и пение (в основном давал частные уроки,
сотрудничал также с парижской Русской консерваторией), работал по заказам
западных и русских зарубежных издательств (особенно в области музыки для детей),
сохранял связи с концертными организациями и издательствами в СССР. Наиболее
эффективным средством заработка стали для него концертные поездки в США, которые
начались с 1929 года по предложению известной русской певицы Н. Кошиц. В
зарубежный период Гречаниновым были созданы две симфонии (Четвертая и Пятая),
несколько сонат для разных инструментов, Второе трио, масса фортепианной музыки
для обучающихся, духовные и светские хоры, а также опера "Женитьба" по Н. Гоголю
(не редакция незаконченного одноименного сочинения М. Мусоргского, как часто
полагают, а вполне самостоятельное произведение).
Наибольшую известность, особенно в США, принесла Гречанинову его духовная
музыка. Сочинения композитора дореволюционного периода входили в репертуар
популярных хоровых коллективов русского зарубежья. В 1930-1940-е годы им были
созданы: монументальная Вселенская месса для солистов, хора, оркестра и органа,
4 малые мессы для хора с органом, 6 мотетов для того же состава - все на
латинские тексты; диптих псалмов Давидовых на древнееврейские тексты; четвертая
литургия для хора a cappelle по мотивам православного обихода и ряд опусов
церковных песнопений на церковно-славянские, латинские и английские тексты. Все
эти произведения исполнялись во Франции и США; в частности, премьера
"Вселенской мессы" состоялась в Бостоне под управлением С. Кусевицкого. Премьера
одной из малых месс - в парижском соборе Notre Dame. С успехом прошла в США и
премьера Пятой симфонии под управлением Л. Стоковского.
В России духовная музыка Гречанинова зарубежного периода, как и другие его
произведения, не была известна вплоть до последних лет, хотя она представляет
собой весьма любопытный образец "музыкального экуменизма" - сочетание русских
церковных мотивов с католическими формами мессы и мотета и даже с формами
синагогального пения (в диптихе псалмов). В 1943 году возобновились прерванные
во второй половине 1930-х годов связи Гречанинова с Россией: в том году под
впечатлением побед Советской Армии он передал в Москву через советское
посольство в Нью-Йорке свою поэму для хора и оркестра "К Победе". Осенью 1944
года в Москве состоялись концерты в честь 80-летия композитора, в послевоенные
годы некоторые произведения Гречанинова были изданы в СССР, исполнялись по радио
и т.д. В эти же годы композитор закончил и издал на свои средства автобиографию
- книгу "Моя жизнь" (Нью-Йорк, 1951, на русском языке).
Гречанинов скончался 4 января 1956 года в Нью-Йорке. Его архив передан в Архив
литературы и искусства (РГАЛИ), где он хранится вместе с частью дореволюционных
материалов композитора; другая часть архива - в Музее музыкальной культуры им.
М. Глинки.
Соотечественники
По материалам: Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь