Юрий Павлович Анненков (лит. псевд. Б. Темирязев) родился 11(23) июля
1889 года в Петропавловске-на-Камчатке. Он сын Павла Семеновича Анненкова
(? - 1920), народовольца и друга Веры Фигнер.
В 1905-1906 годах рисовал политические карикатуры для нелегального
гимназического журнала, за что был исключен из казенной гимназии и перешел в
частную гимназию Столбцова.
В 1907 году познакомился с И. Е. Репиным (1844-1930), который стал для него
самым почитаемым мастером. В 1908 году поступил на юридический факультетет
Петербургского университета и одновременно вместе с М. 3. Шагалом (1887-1985)
стал заниматься в мастерской художника С. М. Зейденберга (1862-1942). В 1909
году, провалив экзамен в Академию Художеств, поступил в мастерскую
Я. Ф. Ционглинского (1858-1912), у которого учился до 1911 года. В 1911 году по
совету Ционглинского поехал в Париж, занимался в частных мастерских
Ф. Валлотона и М. Дени, испытал сильное влияние кубизма и футуризма. В 1913
году дебютировал в салоне "Независимых" с картинами "Вечер" и "Пейзаж", в которых
определились черты, присущие его зрелому творчеству. Лето 1912 года провел в
Бретани, исполнил для ученых зарисовки морских рыб и растений, часть которых
была опубликована в диссертации зоолога 3. Бей-Нафильяна в Сорбонне.
В 1913 году вернулся в Петербург. В последующие 5 лет создал много станковых
произведений. В этом же году дебютировал в качестве декоратора, оформив
спектакль "Nomo sapiens" H. H. Евреинова для театра "Кривое зеркало". В
дальнейшем сотрудничал во многих театрах Петрограда и Москвы. В 1916-1923 годах
прославился как выдающийся портретист. Создал обширную галерею живописных и
графических портретов многих деятелей русской культуры: А. А. Ахматовой,
Е. И. Замятина, В. Ф. Ходасевича, А. Н. Бенуа, А. М. Горького, М. А. Кузмина,
А. М. Ремизова, З. И. Гржебина, Ф. К. Сологуба, Н. Н. Евреинова,
Б. Л. Пастернака и др. В 1920
году написал портреты Троцкого, Зиновьева и Луначарского. В 1924 году получил
первую премию за портрет Ленина на всесоюзном конкурсе.
В советские годы много занимался графикой. Рисовал для сатирических журналов
"Мухомор" (1922) и "Дрезина" (1923-1924); оформил приказ Реввоенсовета по случаю
5-летия Красной Армии (от 5.11.1923; единственный случай издания военного
приказа при участии художника); в 1921 году исполнил обложки и иллюстрации к
книгам "Зверушки" Н. Венгерова и "Искусственная жизнь" А. Беленсона, в 1923
году к "Мойдодыру" К. Чуковского (выдержала более 30 переизданий) и др. Самая
известная работа в этом жанре - иллюстрации к поэме А. Блока "Двенадцать"
(1918).
В 1921-1924 годах исполнил декорации к спектаклям "Самое главное" и "В кулисах
души" Н. Евреинова, "Бунт машин" A. Н. Толстого для БДТ и др. В спектакле
"Скверный анекдот" по Ф. М. Достоевскому для Эрмитажного театра выступил как
декоратор и режиссер. В 1920 году вместе с М. В. Добужинским (1875-1957) и
В. А. Щуко (1878-1939) оформил мистерию "Гимн освобожденному труду" на площади
перед фондовой Биржей в Петрограде; в 1921 году поставил и оформил массовое
театрализованное зрелище "Взятие Зимнего дворца" на Дворцовой площади. В
1919-1921 годах опубликовал ряд обширных критических статей о театре в газете
"Жизнь искусства".
В 1924 году выехал в Венецию для участия в XIV Международной художественной
выставке. Затем поселился в Париже вместе с женой Е. Гальпери, балериной и
актрисой театра Н. Ф. Балиева "Летучая мышь". В последующие годы оформил для
французских театров в общей сложности более 60 пьес, балетов и опер. После 1934
года много занимался кинематографом, оформил декорации и костюмы более чем для
50 кинофильмов. Получил премию Американской академии киноискусства "Оскар" за
костюмы к фильму "Мадам де***" (реж. М. Офюльс, 1954). В 1945-1955 годах был
президентом "Синдиката техников французской кинематографии". Публиковал статьи о
театре и искусстве в "Русской мысли" и "Современных записках" (под псевд.
Б. Темирязев). Выпустил несколько книг воспоминаний.
За рубежом не оставлял занятий станковой живописью и графикой. Во французских
журналах часто воспроизводились его пейзажи парижских предместий, женские
портреты, интерьеры. Для большинства работ характерна свободная игра цветовых
пятен и контуров, декоративно-плоскостная манера.
Участвовал в Международной выставке художественнно-декоративного искусства в
Париже (1925), выставках "Искусство книги" в Лейпциге (1927), группы
"Мир искусства" в Париже (1927), "Современного русского искусства" в
Филадельфии (1932) и "Современного французского искусства" в Москве (1928).
Провел персональные выставки в парижских галереях Биллер (1927), Катр Шмэн
(1928), Бинг (1929 и 1930), Бешер и Криллон (обе 1934) и др.
Юрий Павлович Анненков умер в 1974 году в Париже.
Юридический факультет СПбГУ