Мишель Полина Виардо-Гарсиа (Viardot-Garcia) (18.7.1821, Париж, -
17 или 18.5.1910, там же), певица (меццо-сопрано), вокальный педагог и
композитор. Дочь и ученица испанского певца и педагога М. Гарсиа (старшего).
Брала уроки фортепьяно у Ф. Листа, теории композиции - у А. Рейхи. В 1837 году
впервые выступила на оперной сцене в Брюсселе. С 1839 года солистка Итальянской
оперы в Париже. Выступала в различных театрах Европы, в том числе в Петербурге;
с 1837 года много концертировала. Творчество Виардо отличалось высокой
музыкальной культурой и драматической экспрессией; она обладала голосом широкого
диапазона, выступала в разнообразном репертуаре. Партии: Фидес ("Пророк"
Мейербера), Сафо (одноимённое произведение Гуно), Орфей ("Орфей и Эвридика"
Глюка), Золушка, Розина, Дездемона ("Золушка", "Севильский цирюльник", "Отелло"
Россини), Норма (одноимённое произведение Беллини), Лючия, Леонора
("Лючия ди Ламмермур", "Фаворитка" Доницетти), Донна Анна ("Дон Жуан" Моцарта) и
др. В 1863 году оставила сцену, занималась педагогической деятельностью. Автор
многих романсов, нескольких комических опер, в том числе "Слишком много женщин"
(1867), "Бирюк" (1868), "Последний колдун" (1869). Либретто для этих опер
написал И. С. Тургенев, близкий друг Виардо. В 1871-1875 годах преподавала пение
в Парижской консерватории. Среди её учеников - Д. Арто, М. Брандт, А. Стерлинг.
Большая советская энциклопедия.
********************
Дочь известного тенора Мануэля Гарсиа (1775 - 1832) и сестра еще более
знаменитой певицы Марии Малибран-Берио (1808-1836), Полина Виардо-Гарсиа впервые
выступила на концертной эстраде в 1838 году и уже через год с успехом
дебютировала на сцене лондонского "Театра королевы", исполнив партию Дездемоны в
"Отелло" Дж. Россини.
Но Полина Виардо прославилась не только, как выдающаяся оперная певица своего
времени. Не меньшее значение для вокального исполнительского искусства имели и
выступления ее как певицы камерной. Именно они оказали влияние на формирование
этого жанра в теперешнем его понимании. И если с оперной сценой Полина Виардо
простилась в 1863 году, то ее концертные выступления , начавшиеся еще в юности,
завершились лишь в 1882 году. Огромное место в концертном репертуаре певицы
занимали романсы русских композиторов.
Полина Виардо впервые приехала в Россию в 1843 году. Три сезона (1843 - 1846), в
течение которых она пела в России, имели величайшее значение для формирования ее
как артистки. Корреспондент петербургской "Литературной газеты" писал в 1845
году: "Мы можем похвалиться, что дали ход и развитие необыкновенным дарованиям
г-жи Виардо, что наделили ее славой, которую признает вся Европа, когда мы
возвратим ей эту необыкновенную актрису и певицу".
Виардо сохранила вечную признательность любимой ею русской публике. Самобытность
и новизна вокальных сочинений русских композиторов немедленно приковала к себе
ее внимание.
Она навсегда осталась ревностной исполнительницей русских романсов. Редкий
концерт Полины Виардо в Петербурге и Москве проходили без того, чтобы она не
сделала публике "национального сюрприза", спев "Соловья" А. А. Алябьева. В ее
репертуаре были также романсы М. Ю. Вильегорского ("Любила я..."),
А. Н. Верстовского ("Колокольчик"), А. Кавоса ("Милый мой, сердечный друг"),
М. В. Шиловской и других авторов. Виардо стала замечательной исполнительницей
романсов А. С. Даргомыжского, которого она знала лично. Его имя она "ввела
решительно в моду". А 9 апреля 1853 года приняла участие в авторском концерте
композитора в Дворянском собраниии, что в большой мере определило успех вечера.
В свой репертуар певица включила его романсы: "Не скажу никому",
"Душечка-девица", "Безумная". Романс "Безумная" позже стал называться
"Я все еще его люблю" (по первой строчке). Именно Полина Виардо стала первой
его исполнительницей, и именно ей этот романс обязан своей популярностью.
Полина Виардо не только исполняла романсы, но и была их сочинительницей. Она
начала писать музыку к романсам на стихи русских композиторов в Париже в начале
1860-х годов. Она продолжала работать над романсами и после переезда семьи в
Баден-Баден. В 1864, 1865 и 1868 годах вышли три сборника ее романсов на стихи
русских поэтов (Пушкина, Фета, Тургенева, Тютчева).
Полина Виардо стала воплощением женской красоты и певческого мастерства. 0на
была музой для И. С. Тургенева, с которым встретилась в России в 1843 году,
ставшим навсегда ее ближайшим другом. Н. А. Титов посвятил ей романс "Отдохнешь
и ты" на слова М. Ю. Лермонтова (из Гете), а А. Е. Варламов - романс
"Ты не пой, душа-девица", включив в него текст из алябьевского соловья.
Melody.ru