Вацлав Янович Дворжецкий (1910 - 1993) - актер, народный артист России
(1991).
Вацлав Дворжецкий родился в Киеве, в семье потомственных дворян. Будучи
студентом политехнического института, в 1929 году окончил театральную студию при
польском театре в Киеве (руководитель курса - Елена Драга). Как участник кружка
"ГОЛ" ("Группа освобождения личности") был осужден и с 1929 по 1937 год
находился в лагерях, на строительстве железной дороги Пинюга - Сыктывкар,
Беломорско-Балтийского канала, Туломской гидроэлектростанции, рудниках острова
Вайгач. В книге "Пути больших этапов", вышедшей в Нижнем Новгороде, к сожалению,
уже после его смерти, Дворжецкий рассказывает о своих страшных скитаниях, о мире
лагерей и изоляторов, среде придурков и стукачей, без которых не могла
существовать система ГУЛАГов.
Но Вацлав Дворжецкий был актером, актером милостью Божьей. В самых жутких
условиях его актерская природа, творчество помогли ему и выжить, и остаться
человеком. Его сценическая биография началась в лагерном театре "Туломская
театральная экспедиция", а продолжилась после освобождения в Омском ТЮЗе, где он
работал актером и режиссером, а затем в Таганрогском драматическом театре. В
сентябре 1941 года художественный руководитель Омского областного драматического
театра Л. С. Самборская приглашает Дворжецкого в драматическую труппу, он
работает здесь до декабря 1941 года. Его первая роль в театре - Севастьянов в
спектакле "Парень из нашего города" Симонова. В декабре 1941 года Вацлав
Дворжецкий вновь арестован. В ОЛП - 2, лагере под Омском, он организовал
концертную бригаду и стал заниматься любимым делом в неволе. Его звали в лагере
"Дядя Клим" (по концертному номеру). Он не только сочинял стихи, собирал
материал о работе заключенных и условиях их быта, но и вмешивался в жизнь
лагеря, помогая преодолевать чувство безнадежности своим товарищам по несчастью.
"Дядя Клим" был не только популярным актером, но и защитником, символом
справедливости.
В декабре 1945 года, после второго своего освобождения, он вернулся в Омский
драматический театр и до 1955 года был его ведущим актером. Незаурядным
творческим почерком отмечены многие его работы на омской сцене: Вронский,
Каренин - спектакль "Анна Каренина" (по роману Толстого), Чацкий -
"Горе от ума" Грибоедова, Харди - "Русский вопрос" Симонова, Рощин - "Родина"
(по роману Толстого "Хождение по мукам"), Великатов - "Таланты и поклонники"
Островского, Дульчин - "Последняя жертва" Островского, Жадов - "Доходное место"
Островского, Владимир - "Дубровский" Пушкина, Кречинский - "Свадьба Кречинского"
Сухово - Кобылина, Протасов - "Угрюм - река" по роману Шишкова, Яго - "Отелло"
Шекспира, Вурм - "Коварство и любовь" Шиллера, Петруччо - "Укрощение строптивой"
Шекспира, Гаев - "Вишневый сад" Чехова, Сомов - "Сомов и другие" Горького,
Хлебников - "Персональное дело" Штейна. Дворжецкий был художником необычайно
тонким, нервным, поражающим игрой психологических контрастов. Сама пластика его
казалось метафорической, в ней выявлялась "странность" актера, его любовь к
парадоксам, драматическим обострениям.
После Омска Дворжецкий работал в драматических театрах Саратова, Нижнего
Новгорода, в Московском театре "Современник". С 1965 года снимался также в кино,
сыграл около 90 ролей. Наиболее крупные и удачные работы в фильмах: "Щит и меч"
(режиссер Басов), "Красное и черное" (режиссер Герасимов), "Улан" (режиссер
Океев), "Любавины" (режиссер Головня), "Забытая мелодия для флейты" (режиссер
Рязанов), "Где-то плачет иволга" (режиссер Кеосоян), "Письма мертвого человека"
(режиссер Лопушанский).
Золотая маска