Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856, село Рябово, ныне в
Кировской области - 1933, Москва), живописец. В 1878 году жил в Москве в семье
брата, В.М. Васнецова. у которого учился живописи, встречался с И. Е. Репиным,
В. Д. Поленовым. С 1882 года был знаком с С. И. Мамонтовым, сблизился с
"абрамцевской средой художников". С 1891 года постоянно жил в Москве, с 1900
года академик Академии художеств, преподавал в пейзажном классе МУЖВЗ
(Московское училище живописи, ваяния, зодчества) (1901-1918). Член-учредитель и
председатель Союза русских художников. Увлёкся московским городским пейзажем,
перейдя от его "современного", непосредственно открывающегося взгляду художника
облика ("Московский Кремль. Соборы", 1894, Третьяковская галерея) к
историческому ("Москва середины XVII века. Москворецкий мост и Водяные ворота",
"Москва конца XVII века. На рассвете у Воскресенских ворот", 1900, ГТГ).
Васнецов - создатель многочисленных исторических пейзажей-реконструкций, с
топографической точностью и художественной достоверностью воссоздающих вид ныне
исчезнувших или изменившихся улиц и площадей средневековой Москвы,
неповторимо-своеобразный стиль московских деревянных и каменных построек,
которые органически "обрамляют" живую яркую пестроту разноликой уличной толпы,
доносящей до зрителя подлинный "аромат" жизни древнего города
("Книжные лавки на Спасском мосту в XVII веке", "На крестце в Китай-городе",
обе - акварель, 1902, ГТГ; "Базар. XVII век", 1903, ГИМ). Васнецов выступил с
рядом историко-бытовых картин из жизни Москвы для издания И. Н. Кнебеля
"Картины из русской истории" (М., 1908-1909), в 1910 году написал раздел
"Облик старой Москвы" для второго тома "Истории русского искусства" под
редакцией И. Э. Грабаря. В эскизах театральных декораций активно использовал
яркие, жизненные картины Москвы и московского быта (к опере "Хованщина"
М. П. Мусоргского, находятся в ГТГ, к опере "Опричник" П. И. Чайковского,
находятся в Центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина, все - 1911).
Васнецов выступил также с серией драматически выразительных произведений,
запечатлевших в характерных эпизодах городской жизни тревожное настроение
исторической эпохи ("Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века", 1913,
ГТГ). Богатая фантазия Васнецова, его умение воссоздавать картины прошлого
сочетались с обширными знаниями по истории и археологии Москвы. Много работал в
фондах Исторического музея, использовал фрагменты планов-чертежей XVII века.
("Сигизмундова" плана, А. Олеария, А. Мейерберга и др.), изучал предметы
этнографии и народное деревянное зодчество, тщательно анализировал архивные
данные, описания городских построек, изображения Москвы на древнерусских иконах,
миниатюрах, гравюрах XVII века. С 1900 года член-корреспондент, с 1906 года
действительный член Московского археологического общества, с 1900 года член
Комиссии по сохранению древних памятников, в 1914-1928 годах сделал 40 докладов
по археологии и истории архитектуры Москвы. В 1918-1928 годах председатель
Комиссии по изучению старой Москвы при Московском археологическом обществе. В
1926-1927 годах осуществлял надзор за земляными работами в Москве, особое
внимание уделял раскопкам укреплений Белого города, его проездных ворот
(Берсеневских, Яузских, Сретенских и др.) и башен. Выпустил альбом
автолитографий "Древняя Москва" (1922). С 1917 года по заказу Московского
коммунального музея (ныне Музей истории Москвы) создавал серию художественно
ярких и исторически документальных картин-акварелей с изображениями Москвы
XII-XIX веков. ("Московский Кремль при Иване Калите", 1921,
"Лубяной торг на Трубе", "У Мясницких ворот Белого города в XVII веке", 1926,
все в Музее истории Москвы). В доме, где Васнецов жил с 1904 года
(Фурманный переулок, 6), в 1965 году открыт Музей-квартира (произведения
художника, мебель, выполненная по его эскизам, личные вещи, материалы о
художественной, научной, общественной деятельности).
Е. М. Ивановская, Т. А. Гатова.
Энциклопедия "Москва"
Рубрикон